Эффективное привлечение афганской молодежи может остановить утечку мозгов

МУХАММАД ХУРШИД/АФГАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ

Хасина Расули, врач в возрасте за 30 лет, была подростком, когда Афганистан попал под контроль репрессивного правления Талибана. Пока она упорно училась, чтобы стать врачом, правители Талибана подвергали жестоким наказаниям афганских граждан, которых они считали нарушителями их строгой и необычной интерпретации исламских законов Шариата. Девушки и женщины должны были бросить работу и проводить дома большую часть времени. Одобряемые правительством убийства женщин, детей и мужчин были обычным делом в течение пяти лет правления Талибана с 1996 по 2001 гг. При одном таком нападении на Мазар-э-Шариф, родной город Расули, в августе 1998 года, более 5 тыс. гражданских лиц было убито за один день.

Свержение Талибана в 2001 году помогло Расули продолжить свою медицинскую учебу, которую она завершила в 2005 г. С того времени ее опыт – борьба с недоеданием и за права женщин в ее стране с участием различных национальных и международных групп гуманитарной помощи – свидетельствует о том, как образованные молодые афганцы могут помочь удовлетворению насущных потребностей своей страны. Однако с начала 2014 года Расули живет в Оттаве, Канада, продолжая работу для Афганистана, но не живя больше в нем.

Расули является одной из многих молодых афганцев, получивших образование и навыки за границей. Популярными районами являются Западная Европа, страны Персидского Залива, Северная и Южная Америка и Австралия. Рост в миграции образованной молодежи был отмечен Министерством по делам беженцев и репатриации Афганистана. Однако в стране остается гораздо большее число молодых людей, у многих из которых нет средств, контактов и знания языков для того, чтобы уехать. «Неопределенность в отношении будущего» является самой частой причиной этой диаспоры квалифицированной молодежи.

Шахарзад Акбар, возглавляющая организацию «Афганистан 1400», верит, что афганская молодежь может помочь обеспечить будущее своей страны. [AFP/GETTY IMAGES]
Шахарзад Акбар, возглавляющая организацию «Афганистан 1400», верит, что афганская молодежь может помочь обеспечить будущее своей страны. [AFP/GETTY IMAGES]

Несмотря на такое состояние дел, Афганистан стремится удержать талантливую молодежь дома.

Укрепление Афганистана

Шахарзад Акбар, 25 лет, попала на первые полосы газет, когда в 2009 году стала первой афганской женщиной, учившейся в Оксфорде. Она не соглашается со сценарием конца света, когда образованные молодые люди бегут из страны, а остальное население остается на милость полевых командиров и возродившегося Талибана. Она видит себя как часть большого ядра молодых афганцев, желающих применить свои таланты для восстановления страны и поддержания того, что они называют «достижениями последних 12 лет».

Акбар возглавляет организацию «Афганистан 1400», работа которой посвящена именно этому.

«За последние 10 лет выросло новое поколение афганцев», – сказала Акбар. «У них другое видение страны. Они в большей степени стремятся работать друг с другом, забыть о прошлых различиях во имя общего будущего. Они имеют твердые демократические убеждения, которые они не видят в нынешних политических деятелях. Необходима платформа для мобилизации энергии и этого видения, и организация «1400» хочет стать такой платформой.

Деятельность «Афганистан 1400» включает усилия по включению афганских граждан в политический процесс, обучая и призывая их голосовать на выборах. Она объяснила, что успешное демократическое преобразование правительства есть то, что крайне необходимо Афганистану. Кроме того, ее организация борется с экстремизмом дома. Она описала случай в провинции Фара в Афганистане, где самоподрыв талибанского террориста-смертника повлёк за собой гибель 50 деревенских жителей. Через несколько дней после этой атаки «Афганистан 1400» направила группу в деревню «чтобы выразить сочувствие жертвам, но также и продемонстрировать протест и силу перед лицом этого нападения, и показать террористам, что это не будет продолжаться в новом Афганистане».

Понимание утечки мозгов

По словам афганского молодежного активиста Майванда Рахйаба, три исходных фактора могут объяснить, почему некоторые молодые афганцы предпочли покинуть страну, а также указать на пути развития успешного будущего для страны. Он начал свою карьеру в период правления Талибана, открыв домашнюю школу для девочек в Мазар-э-Шарифе. Он помог в создании организации «Афганистан 1400» и до последнего времени работал заместителем директора организации «Инициатива для развития афганского гражданского общества», финансируемой Агентством США по международному развитию.

«Доступ к образованию является ключом к успеху в Афганистане и ключом к расширению возможностей для молодежи», – сказал Рахйаб в интервью журналу «Unipath». «Поэтому нам нужно инвестировать в образование и в сельской местности, и в высшее образование. Во-вторых, мы должны быть уверены в том, что обеспечиваем реальные экономические возможности для афганской молодежи, чтобы они могли находить работу и вносить эффективный вклад в экономику. В-третьих, нам нужно верить в молодежь».

Образование, по словам Рахйаба, сталкивается с двойной проблемой в сегодняшнем Афганистане: отсутствие доступа и отсутствие применимости. Число учащихся резко возросло с 1 мли до 10,5 мли в период между 2001 и 2013 гг. Однако примерно 3 мли детей остаются без обучения, что является особенно заметным в сельской местности. Более того, он объяснил, что значительный рост числа университетов за последнее десятилетие отстает от спроса в приеме. «Кроме того существует обучение, которое часто не находит применения. Система и содержание обучения не применимы к текущим потребностям Афганистана».

Потребность в качественном обучении часто уводит многих молодых афганцев из дома в университеты Турции, Англии, Соединенных Штатов и Европы, предлагающие специальные стипендии для квалифицированных афганских студентов. Тот факт, что немало из них, таких как Хасина Расули, обучавшейся в магистратуре в Соединенных Штатах, в итоге остаются и работают за границей, подтверждает второй пункт Рахйаба об отсутствии возможностей хорошего трудоустройства в Афганистане.

Университетские студенты в Афганистане занимаются в общежитии  Университета Нангархар возле Джелалабада в 2013 г.  Нехватка мест в университетах вынуждает потенциальных студентов покидать страну. [AFP/GETTY IMAGES]
Университетские студенты в Афганистане занимаются в общежитии Университета Нангархар возле Джелалабада в 2013 г. Нехватка мест в университетах вынуждает потенциальных студентов покидать страну. [AFP/GETTY IMAGES]

Рахйаб также признает распространенную обеспокоенность об исчезновении работ в международных компаниях и агентствах после того, как афганские силы безопасности примут на себя ответственность за страну. Но он утверждает, что среди молодежи его страны остается достаточно оптимизма. Он считает эту обеспокоенность «преувеличенной» и говорит, что существуют реальные возможности для молодых людей, в том числе в Афганских национальных силах безопасности (ANSF), за которыми он признает военные победы и которые «завоевали уважение и доверие афганского народа».

Доверие, третий пункт Рахйаба, также занимает центральное место в предотвращении отъезда образованной молодежи.

«Учитывая, что Афганистан является традиционным обществом, молодежь, получившая образование и участвовавшая последние 10-12 лет в развитии Афганистана, наблюдает растущее давление со стороны общества по поводу того, что не выглядит влиятельным элементом, что она не может вносить эффективный вклад», – сказал он. «Мы должны доверять им, мы должны помогать им, чтобы они могли реализовать свой потенциал и вносить вклад в развитие страны.

Однако, также как старики не доверяют молодым, молодые не доверяют старикам. Они не могут установить отношения со старшим поколением, сказала Акбар в отношении нынешней молодежи.

Будущие возможности

Поддержка ANSF является ключевым пунктом организации «Афганистан 1400». Акбар описала нападение Талибана в Кабуле, когда сотрудник сил безопасности был ранен, но продолжал вести огонь, несмотря на стекавшую по ноге кровь. Эта сцена была заснята фотографом, и «1400» поместила это изображение на плакатах и рекламных щитах по всему Кабулу, дав, таким образом, начало «культуре поддержки наших сил безопасности».

Акбар и Рахйаб подчеркивают роль ANSF и успешные выборы в обеспечении будущего Афганистана, добавляя, что сейчас имеется несколько организаций с такими названиями как «Афганский анализ и Понимание» (A3), миссия которых аналогична миссии «Афганистан 1400», и которые работают над тем, чтобы сделать страну привлекательным домом для лучших и наиболее талантливых представителей молодежи Афганистана.

«Большое число молодых афганцев рассматривают 2014 год как год возможности», – сказал Рахйаб. «Разумеется, требуются дополнительные инвестиции. Больший объем инвестиций в образование, больше инвестиций в здравоохранение, больше инвестиций в политические процессы. Учитывая то, что большинство населения состоит из молодежи, все подобные инвестиции поддержат афганскую молодежь. Также, существует необходимость того, чтобы международное сообщество помогло правительству Афганистана обеспечить больше места и возможности для участия молодежи в процессе принятия решений. Необходимо доверять молодежи, необходимо ее поддерживать и вовлекать в политический процесс».  

Comments are closed.