Аccoшиэйteд Пpecc
В своих амбициозных стремлениях к региональному лидерству в декабре 2015 г. Саудовская Аравия объявила о том, что она объединила большую часть арабского мира, члена НАТО Турцию и несколько африканских и азиатских стран в т.н. «Исламский военный альянс» против терроризма. Этот шаг позволяет королевству стоять во главе борьбы против экстремизма. Эр-Рияд поддерживает сирийскую оппозицию, борющуюся за свержение президента Башира Асада, и с марта 2015 г. возглавляет коалицию арабских стран против повстанцев племени хути в Йемене. Страна также входит в коалицию, возглавляемую США, которая сражается с боевиками Даиш
в Сирии и Ираке.
В репортажах государственных средств массовой информации говорилось, что альянс под руководством Саудовской Аравии был создан, потому что с терроризмом «нужно бороться любыми путями». Его Королевское Высочество заместитель наследного принца и министра обороны Мухаммед бин Салман в одной из редких пресс-конференций сказал, что этот блок создаст механизмы для работы с другими странами и международными органами для поддержки усилий по борьбе с терроризмом. При этом он добавил, что эти усилия не будут ограничиваться одной только борьбой с Даиш. «В настоящее время каждая мусульманская страна борется с терроризмом в одиночку… поэтому координация усилий очень важна», – подчеркнул он. В его заявлении не было подробностей, но говорилось, что альянс будет противодействовать не только суннитским экстремистам, но и защищать мусульманские страны от террористов «с любой доктриной».
Пресс-секретарь Белого Дома Джош Эрнест отметил, что этот альянс не будет подменять или замещать руководимую США коалицию по борьбе с Даиш, добавив, что усилия Саудовской Аравии направлены на более широкие задачи. Саудовцы внесли «важный вклад» в возглавляемую Вашингтоном коалицию по борьбе с Даиш, «и мы ожидаем, что они и дальше будут продолжать это делать», – подчеркнул он.
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адел аль-Джубиер заявил в Париже, что члены нового альянса могут просить других участников о помощи, и коалиция будет рассматривать «каждую такую просьбу отдельно». Он не исключил возможность размещения наземных войск коалиции по просьбе страны-члена. «Нет никаких ограничений относительно того, где будет оказана помощь и кому она будет оказана», – пояснил он.
Новая коалиция включает страны с большими и хорошо организованными армиями, такие как Пакистан, Турция и Египет, и страны, растерзанные войной, такие как Ливия и Йемен. Африканские страны, которые пострадали от нападений боевиков, такие как Мали, Чад, Сомали и Нигерия, также входят в коалицию.
Хишам Джабер, отставной ливанский генерал, который руководит Ближневосточным Центром анализа и политических исследований в Бейруте, назвал новый блок «необходимым, но не достаточным». Мустафа Алани, директор отдела безопасности и обороны в Центре исследований региона Персидского залива в Женеве, подчеркивает, что новые антитеррористические стратегии, включая размещение наземных войск, необходимы для противодействия изменяющейся угрозе, которую представляют группировки, такие как Даиш, в планы которых входит не только организация отдельных террористических актов, но и создание собственного государства. «Прямо или косвенно, ислам обвиняют в поддержке терроризма. Теперь каждая страна должна доказать, что в этом ее обвиняют зря, – говорит он. – Вариант коалиции позволит разместить солдат-мусульман в проблемных точках».
Членами альянса являются Бахрейн, Бангладеш, Бенин, Чад, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Джибути, Египет, Габон, Гвинея, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мавритания, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра Леоне, Сомали, Того, Тунис, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.