Новые технологии Новые трудности

По мере того, как Даиш применяет всё более отчаянные тактики, коалиционные силы должны непрерывно перестраиваться

СОТРУДНИКИ ЖУРНАЛА «UNIPATH» ФОТОГРАФИИ АFP/GETTY IMAGES

Ни для кого не секрет, что дни Даиш на поле боя сочтены: террористическая группировка потеряла большую часть территорий за последние месяцы, а иракские силы безопасности освободили Мосул, последний из основных опорных пунктов группировки в Ираке.

По мере того, как Даиш действует всё отчаяннее, группировка демонстрирует готовность не останавливаться ни перед чем, чтобы сохранять территорию. В Мосуле террористы сравняли с землёй важную инфраструктуру, используя невинных граждан в качестве живых щитов и снаряжая беспилотники взрывными устройствами. Таким образом они создавали трудности для иракских и коалиционных сил, боровшихся за освобождение этого густонаселённого города.

В недавнем интервью «Unipath» иракский штабной генерал Талиб Шагати Аль-Кенани обратил внимание на попытки Даиш «согнать мирных жителей в заброшенные дома» для замедления прогресса освободительных сил.

Иракские солдаты используют БПЛА для обнаружения боевиков Даиш в Мосуле в марте 2017 г. Иракские силы начали оснащать свои радиоуправляемые устройства гранатами.

Генерал также добавил, что прежде чем уступить город, Даиш, убегая и стремительно теряя территорию, намеревалась разрушить инфраструктуру Мосула и убить как можно больше мирных граждан. Осознавая необходимость точных операций для сведения к минимуму случайных потерь среди гражданского населения, хорошо обученная иракская Служба по борьбе с терроризмом (CTS) прошла специализированную подготовку по боевым действиям в городских условиях и ограничила использование тяжёлых орудий. Она также запросила поддержку коалиции с воздуха для проведения разведывательной операции и планирования атаки на БПЛА Даиш. С добавлением новых датчиков обнаружения, платформ и технологий наведения ракеты «Хеллфаер» теперь могут отслеживать наземную цель и наносить высокоточные удары с БПЛА над ними.

Борьба с роем беспилотников

Несмотря на ограниченность ресурсов, Даиш смогла представить угрозу коалиционным силам, снарядив боезарядами доступные для коммерческих целей БПЛА. По словам командира Главного управления войск специального назначения США генерала Раймонда А. Томаса III, эти «пчёлы-убийцы» создали серьезную проблему. Хотя они могут и не иметь той точности и поражающей способности, какими обладают современные вооружённые БПЛА, они, тем не менее, могут убить или покалечить. Вдобавок, эти маленькие беспилотники сложно сбить в воздухе.

Иракские и коалиционные силы совершили множество попыток по преодолению этой проблемы. Согласно информации на новостном веб-сайте «Defense One», была задействована недавно разработанная технология, обнаруживающая БПЛА и создающая им радиопомехи, а также была модифицирована запускаемая с плеча ракета «Стингер» для удара по «небольшим, трудноуловимым целям». Благодаря «радиовзрывателю», срабатывающему при обнаружении воздушной цели поблизости, ракеты «Стингер» теперь способны поражать не только самолёты и крылатые ракеты, но и БПЛА. В то же время иракские солдаты оснащали радиоуправляемые устройства 40-миллиметровыми гранатами при использовании БПЛА для рекогносцировки и сбора разведывательных данных.

Боец 2-го подразделения Сил специальных операций Ирака управляет БПЛА во время операции по освобождению Мосула в декабре 2016 г.

Эффективная борьба с БПЛА Даиш имеет и дополнительное преимущество в виде ослабления пропаганды группировки. Террористы агрессивно обнародовали свои беспилотные атаки, зная, что такая реклама служила способом поднять боевой дух в то время, как группировка теряла территории в Ираке и Сирии. В одном из недавних интервью «Unipath» старший руководитель CTS штабной генерал-майор Хайдер Фадхил Арзуки сказал, что использование врагом БПЛА сперва было «проблемой для наших сил», но «при поддержке и сотрудничестве с нашими партнёрами по коалиции мы преодолели эти трудности».

Усиление кибербезопасности

Для борьбы с нарастающей угрозой кибератак, исходящей от различных вражеских сил, а также, во многих случаях, с угрозой потенциальных нападений Даиш на инфраструктуру и энергетические секторы, страны во всём регионе начали улучшать подготовку по кибербезопасности.

Оман, со своей стороны, завоевал репутацию производственного центра по кибербезопасности. В 2012 г. подразделение кибербезопасности ООН выделило оманскую группу по реагированию на чрезвычайные ситуации в компьютерной сфере (OCERT) в качестве регионального центра по кибербезопасности для 21 страны. В этом отношении Оман часто проводит на своей территории конференции, практические семинары и тренинги, а в 2017 г. выразил намерение провести учения, организуемые компанией Raytheon из США, для внедрения образовательных и обучающих программ по безопасности в киберпространстве в Оманской национальной академии кибербезопасности. В последние годы OCERT также тесно сотрудничала с Министерством образования для включения в школы курса обучения по информационной безопасности.

Оманские эксперты по кибербезопасности выступают в защиту культуры осведомлённости, предупреждая, что в последующем кибератаки будут проводиться всё чаще. «Взломщики имеют склонность недооценивать страны Ближнего Востока, — говорит Сакиб Али, профессор департамента информационных систем в Университете имени султана Кабуса. – Они думают, что наши страны — лёгкие мишени, но механизмы предотвращения атак в Омане очень сильны. Многие люди в правительстве работают, не афишируя свою деятельность. Все оманские сотрудники этого сектора — эксперты в своей области».

Саудовская Аравия также занимает проактивную позицию в адаптации к нарастающей угрозе безопасности в киберпространстве. В мае 2017 г. американская компания SANS Institute провела первое обучающее мероприятие по кибербезопасности в Эр-Рияде, участники которого учились разрабатывать эффективные показатели безопасности, анализировать и оценивать риски, а также создавать надёжные программы безопасности.

Борьба с Даиш онлайн: непрекращающийся вызов

В том, что касается борьбы с присутствием Даиш в онлайн-пространстве, коалиционные силы сталкиваются с серьёзным препятствием. По данным «The New York Times», хотя кибероружие было высокоэффективно против неподвижных мишеней, таких как иранские ядерные установки, впоследствии стало понятно, что техника кибервойны нуждается в преобразовании, когда речь идёт о враге, использующем интернет главным образом для вербовки и пропаганды. Следовательно, враг способен быстро оправляться после выведения из строя коалиционными силами его компьютеров или проведения манипуляции с его данными.

Несмотря на то, что создаваемые помехи для действий Даиш зачастую являются временными, они могут сделать врага более уязвимым, вынуждая его переходить к менее защищённым коммуникациям. Другие направляемые усилия, включая блокировку аккаунтов пропагандистов Даиш и использование координат их телефонов или компьютеров для целевой атаки по ним, повторяются каждые несколько дней для повышения эффективности. Кибероперации проводились и на поле боя, будучи всесторонне внедрёнными в боевые действия наземных войск Ирака и воздушные миссии союзнических сил в Мосуле и Эр-Ракке.

«Мы можем либо ослепить [Даиш], чтобы они не могли видеть, либо сделать так, чтобы они не могли нас слышать», – отметил в разговоре с «The New York Times» генерал-полковник Джеффри Л. Харригиан, командующий ВВС союзников. — «Действия, которые мы совершаем на местах и в киберпространстве, эффективно синхронизированы для достижения важных результатов даже в Мосуле и Эр-Ракке».

Источники: «Warrior», «Business Insider», «Newsweek», «Defense One», Getty, «The Daily Beast», Международный союз электросвязи, «Times of Oman», «The New York Times»

Comments are closed.