Getting your Trinity Audio player ready...
|
Военно-морские силы противостоят угрозам для навигации и инфраструктуры
Д-Р ТЕОДОР КАРАСИК И НАДИН МАЗРААНИ / ИНСТИТУТ ВОЕННОГО АНАЛИЗА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ЗОНЫ ЗАЛИВА

Почти пятая часть ежегодного объема мировой перевозки нефти проходит через Ормузский пролив. Это делает его одним из наиболее важных стратегических морских путей в мире. Но эти торговые маршруты, наряду с портами и объектами нефтяной промышленности Аравийского полуострова, находятся под угрозой пиратства, терроризма и незаконной деятельности ненадежных государств. Любое такое нападение будет иметь огромные последствия для мировой экономики и региональной стабильности.
Рост торговли оружием, наркотиками и людьми, рост числа пиратских нападений на море и возросший риск террористической деятельности на суше позволяет Аль-Каиде и ее филиалам расширять театр своих операций. Это может даже поощрить будущих пиратов имитировать сомалийскую тактику и создать новую угрозу транснационального пиратства. Их близкое расположение означает, что страны Персидского залива несут на себе тяжесть этих проблем. Региональные лидеры осознали эти угрозы и провели исследования для решения таких вопросов до их возникновения.
«Невозможно переоценить значение водного пространства вокруг Персидского залива», – сказал Савио Перейра, руководитель морского страхования для региональной страховой компании Nasco Karaoglan Dubai. «Залив превратился в узел морских перевозок для многих стран, причем перевозятся грузы от нефти до любого вида товаров в обоих направлениях относительно Европы, Индии, Соединенных Штатов, Азии, Тихоокеанского региона и всех других стран. Дубай стал огромным портом (уже сейчас он занимает девятую позицию в мире по контейнерному трафику) и объем перевозок быстро растет, как и в соседних портах Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Однако, несмотря на усиление мер безопасности, пиратство продолжает быть основным предметом беспокойства».

ОАЭ противостоят пиратству
Пираты, плававшие в водах Персидского залива со времени зарождения мореплавания, нападали на суда, грабили груз, похищали пассажиров и членов команд. Эта традиция продолжается, и пираты 21 века угрожают интересам стран Персидского залива, для которых морская торговля является хлебом насущным. Однако благодаря региональным мерам, пиратские нападения снизились во всем мире на 33% в 2012 году, а нападения вблизи Аденского залива, соединяющего аравийские порты со Средиземным морем, сократились почти на 60%.
У ОАЭ имеется ясное понимание пиратской угрозы и действий, необходимых для ее устранения, особенно когда под угрозой находятся их оживленные порты и большие нефтеперевозки. Например, в июне 2012 года, ОАЭ призвали членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC) создать объединенные военно-морские противопиратские силы в дополнение к сухопутным силам Совета «Щит полуострова».
В феврале ОАЭ были соустроителем учений «Передовой рубеж 2013», многонациональных учений в рамках Инициативы по обеспечению гарантий нераспространения. Тридцать стран, включая Великобританию, Иорданию, Саудовскую Аравию и Йемен, отрабатывали оперативную совместимость – обнаружение и задержание судов, ведущих незаконную деятельность на море, и другие морские операции.
В том же месяце компании представили наиболее совершенное военно-морское и морское оборудование по безопасности на выставке NAVDEX 2013, проходившей в Абу-Даби. «ОАЭ становятся образцом в области безопасности, защиты и военной отрасли», – отметил посол Италии Джорджио Стараче.
ОАЭ укрепляли возможности стран, больше всех страдающих от пиратства, в частности, Сейшел. ОАЭ передали этой островной стране два 30-метровых патрульных катера и три судна быстрого реагирования. Эмираты также финансировали строительство на этих островах новой штаб-квартиры Береговой охраны стоимостью в 15 млн. долл. Представители Береговой охраны выразили признательность за оказанную ОАЭ помощь в виде успешной контратаки на сомалийских пиратов в апреле 2011 года, когда были освобождены четыре сейшельских заложника, захвачено пять пиратов и один был убит.
Помимо оборудования ОАЭ обеспечивают обучение и логистическую поддержку, значительно укрепившую морские силы безопасности Пунтленда в Сомали. Эмираты также направили политических и военных посредников из Абу-Даби для помощи в стабилизации этой восточноафриканской страны, опустошенной пиратами.

Региональные действия
В июле 2012 года Оман заслужил похвалу со стороны датского ВМФ за его действия в операции «Океанский щит» НАТО, когда было освобождено оманское рыболовецкое судно и захвачено семь пиратов. В марте 2013 года командующий «Сомалийской операцией» ВМФ Европейского Союза контр-адмирал Гарсиа де Паредес похвалил командующего ВМФ Омана за «эффективное сотрудничество» между обоими ВМФ по «продолжению оказания давления на пиратов».
Королевство Бахрейн продолжает принимать у себя Объединенные морские силы (CMF). Насчитывая 27 членов, CMF делает упор на «разгроме терроризма, предотвращении пиратства, усилении регионального сотрудничества и обеспечении безопасного мореходства». Методы для предотвращения и уничтожения угрозы пиратства в регионе были представлены в повестке дня 27-й конференции по Обеспечению общей осведомленности и урегулированию конфликтов, проводившейся CMF в своей штаб-квартире в Бахрейне.
В феврале 2013 года в Кувейте закончились военные учения «Щит полуострова 9». В них входили учебные операции Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC) в рамках системы объединенной сухопутной, морской и воздушной обороны, и включавшие военно-морские маневры в северной части Персидского залива. В ходе 17-дневных учений проверялась оперативная совместимость между вооруженными силами шести стран-членов GCC и подчеркивалась роль коллективной безопасности. Хотя командующий группы, генерал-майор Мутлак бин Салим аль-Азима подчеркивал, что эти учения были запланированы заранее и не являются реакцией на недавние события, совпадение событий по времени было знаменательным.
Пакистан, являясь соседней прибрежной страной, развивает сотрудничество для укрепления морской безопасности Залива, участвует в международных миссиях и добивается прочных связей со странами GCC. Это сотрудничество очевидно в совместных учениях с участием флотов Пакистана и GCC. Пакистанские военно-морские офицеры также служат в ВМФ ОАЭ, участвуя в патрулировании в открытом море и помогая обезопасить побережье Абу-Даби. В январе 2013 года пакистанский и саудовский ВМФ провели 10-дневные учения Naseem al-Bahr, охватывавшие вопросы борьбы с терроризмом, морским пиратством и имитацию высадки на виртуальные пиратские корабли с имитацией рукопашного боя. Учения также предназначались для повышения оперативной совместимости в сфере традиционных и нетрадиционных военных действий. В марте 2013 года, в Карачи проходили учения AMAN-13 с участием ВМФ 34 стран. ВМФ Пакистана и Омана предоставили корабли, а Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Оман прислали наблюдателей. Цель этих многонациональных учений состояла в развитии регионального сотрудничества и стабильности, большей оперативной совместимости, а также в показе общей решимости вести борьбу против преступников на море, создающих традиционные и асимметричные угрозы.

Растущие угрозы
Серьезной остается угроза минирования и поэтому принимаются меры для обеспечения отсутствия мин и безопасности в Oрмузском проливе. Некие злоумышленники постоянно пытаются устанавливать мины с помощью быстроходных катеров, специализируясь в асимметричной, скоротечной тактике и представляя серьезную проблему. В результате этого большее значение приобрели противоминные действия коалиции.
Внимание было обращено на операции по морской безопасности и защите морской инфраструктуры на Международных противоминных учениях в мае 2013 г. На основании успеха своих учений 2012 года ВМФ из более чем 40 стран осуществляли широкий спектр защитных операций. Участники практиковались в действиях против корабельных мин, поиске мин, и воздушных противоминных операциях, обучались обезвреживанию взрывоопасных боеприпасов в рамках международного тренинга, водолазным операциям, работе с малыми катерами, практиковались в операциях беспилотников, подводных дронов и операциях по очистке портов от мин. Такого рода учения укрепляют сотрудничество и оперативную совместимость, способствуют проведению дальнейших многосторонних учений и создают основу для будущего сотрудничества.
Подход к коллективной безопасности
«Страны Залива продемонстрировали свое желание работать друг с другом и с международными партнерами для противостояния враждебному влиянию в регионе и обеспечения свободы торговли», – сказал в 2013 году в своем отчетном заявлении генерал-майор Джеймс Н. Маттис, бывший командующий Центрального командования США.
В самом деле, антипиратские возможности некоторых стран GCC уже становятся очевидными:
2 апреля 2011 года, специальное антитеррористическое подразделение ОАЭ, при поддержке подразделений ВВС, штурмовало навалочное судно, захваченное пиратами в Аравийском море. Все заложники были освобождены и все пираты арестованы. Эта операция послужила основой для подхода к коллективной безопасности, обеспечивающего координацию и выполнение задачи с помощью разработки специализированных военно-морских судов.
Повышение оперативных возможностей и принятие на себя лидерства в совместных региональных учениях и тренировках демонстрирует приверженность стран GCC идее морской безопасности. Но только самих технологий и морских операций явно недостаточнo для обеспечения безопасности в открытом море.
Для укрепления действий многонациональных сил региональные арабские страны могут совместить кинетические операции с политическими рычагами в борьбе против сомалийского пиратства. У торговых семей из стран GCC имеется долгая история ведения бизнеса с сомалийцами, и они понимают сомалийскую клановую систему, играющую значительную роль в социальной и деловой структуре сомалийского пиратства.
Эти старинные связи предоставляют уникальную возможность для повышения сотрудничества между аравийскими и сомалийскими торговцами через личные отношения и деловые связи. Такое региональное сотрудничество может эффективно способствовать предотвращению угрозы пиратства с помощью развития ключевых отраслей и предоставления альтернативного источника дохода для населения побережья Сомали. Но независимо от того, действуют ли страны GCC по отдельности или совместно, неудача в разрешении пиратской эпидемии в Сомали приведет к еще большим проблемам в регионе.

Обновление флота
Аль-Каида и ее филиалы выражают свое намерение продолжать морские операции и нападения на офшорные объекты нефтяной промышленности. Помимо укрепления сотрудничества страны GCC повышают инвестиции в военную технику и морскую безопасность для противодействия этой угрозе.
ОАЭ укрепляют военно-морские возможности с помощью установки наиболее современных спутниковых коммуникационных систем на свои корветы класса Baynunah и покупая значительно модифицированные самолеты Bombardier DHC-8 для улучшения морских патрулей. ВМФ Эмиратов также получил корвет класса Абу-Даби и первый патрульный катер класс Falaj 2. Эти корабли, которые могут действовать на мелководье, отличаются дизайном «стелс», делающим их менее видимыми для радара; они могут выполнять целый ряд задач, от патрулирования и разведки до противовоздушной и наземной обороны.

Саудовская Аравия выделила средства для модернизации своих ВМФ. По сути, королевство совершенствует вертолеты Eurocopter Cougar и покупает новые вертолеты AS565 MB Panther. Последний является легким вертолетом, действующим с корабельных палуб и способный вести боевые действия против надводных судов, подводных лодок, поисково-спасательные операции, перевозку войск, логистическую поддержку и медицинскую эвакуацию в радиусе до 250 км (155 миль).
Катар планирует расширение прибрежных операций, а Оман покупает новые катера для своих специальных военно-морских подразделений, которые будут осуществлять десантные и спасательные операции при чрезвычайных обстоятельствах, а также в случаях химической, биологической, радиологической и ядерной обороны. Оман также укрепляет защиту на своих военно-морских базах. Кувейт инвестирует 540 млн. долл. на то, чтобы Береговая охрана могла защищать инфраструктуру, включая новый кувейтский мегапорт Мубарак Аль-Кабир.