Странам коалиции необходима эффективная стратегия коммуникаций для поддержания мира после победы над Даиш в Ираке и Сирии
СОТРУДНИКИ ЖУРНАЛА «Unipath»
По мере того, как террористов Даиш выбивают из иракских и сирийских городов, страны коалиции должны фокусировать внимание на иностранных боевиках, покидающих поле боя с инструкциями продолжать борьбу. Сейчас тысячи боевиков стоят перед дилеммой: следовать извращенной идеологии Даиш, осуществляя кровавые террористические нападения в тех странах, где они осели, или игнорировать фальшивые аргументы, распространяемые пособниками терроризма, и прислушаться к разумным голосам, проповедующим единство и мир.
Выявление таких «одурманиных» боевиков и обращение к ним с правильными словами будет играть ключевую роль в ослаблении их разрушительной деятельности после того, как Даиш потерпит военное поражение на поле боя. Для того, чтобы эти усилия были успешными, чрезвычайно важно сотрудничество стран-участниц коалиции.
Государства должны обмениваться информацией о подозреваемых в терроризме лицах и противостоять вводящим в заблуждение сообщениям террористических группировок в социальных сетях, используемых для вербовки новых членов. Частный бизнес также играет свою роль. Исследования свидетельствуют, что механизмы вербовки Даиш и других группировок претерпевают серьезную дезорганизацию, когда частные компании, управляющие социальными сетями, находят и закрывают аккаунты, используемые в террористических целях.
Не менее важна и деятельность антитеррористических организаций. Центр «Саваб» и организация «Хедайя» в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), «Проект по противодействию экстремизму», Всемирный фонд «Противодействие терроризму» и Всемирный фонд общественного участия и противостояния представляют собой глобальный подход к противодействию разжигающим ненависть идеологическим концепциям и подбору инструментов для ограничения притока завербованных добровольцев в экстремистские организации. Миллионы людей, покинувших из-за войны свои дома и разочаровавшихся в жизни в лагерях для беженцев, могут поддаться на лживые обещания Даиш и других террористических группировок.

В апреле 2016 г. Иордания подписала с США соглашение о расширении совместных усилий по борьбе с пропагандой экстремистских группировок в режиме онлайн. Как отметила газета «The Jordan Times», это партнерство сосредоточено на «предоставлении слова независимым деятелям Иордании и других стран региона, которые будут доносить до широких масс умеренное и конструктивное изложение фактов, а также позитивное и миролюбивое видение будущего».
Это является частью долгосрочного идеологического подхода Его Величества Короля Абдуллы II бин Аль Хуссейна к борьбе с терроризмом. «Если мы не посмотрим на проблему под более широким углом зрения и не поймем, что мы имеем дело с глобальной угрозой, которая должна нас всех объединить, то мы никогда не примем правильного решения», – подчеркнул король Иордании.
Саудовская Аравия создала центр межконфессионального диалога с целью способствовать гармоничному сосуществованию мировых религий и оказала помощь в создании Центра ООН по противодействию терроризму. Выступая на 13-й Исламской конференции в рамках Организации исламского сотрудничества в Стамбуле в апреле 2016 г., Хранитель двух святынь Король Саудовской Аравии Салман бин Абдулазиз призвал всех мусульман к солидарности и единству.
«Сегодняшние реалии, как никогда ранее, требуют от нас объединения для борьбы с бичом терроризма и для защиты подрастающего поколения от их безжалостных атак, имеющих целью отобрать у молодых людей логику истинной веры и ввергнуть их в хаос, прикрываясь религиозными постулатами», – подчеркнул король Салман.
Изменения
На первоначальном этапе существования Даиш ее активное присутствие в социальных сетях практически не встречало никакого сопротивления. К 2014 г., когда эта группировка заняла территории в Сирии и Ираке, ее ложные постулаты находили отклики в умах недовольных людей на Ближнем Востоке и за его пределами.
Образы непобедимости преподносились как свидетельства древних религиозных пророчеств. Даиш обещала построить государство, в котором мусульмане будут в безопасности и смогут исповедовать наиболее чистую форму ислама. В то время, как кадры неоправданного насилия все больше привлекали внимание СМИ, эта террористическая группировка активно пропагандировала фальшивую риторику о функционировании «халифата». Из более чем 9 тыс. видеоматериалов Даиш, проанализированных в докладе Центра по противодействию терроризму (ЦПТ) при Военной академии США, более половины относились к вопросам управления в «халифате» и важности соблюдения религиозных традиций. Эти материалы создавали ложные образы семей, живущих нормальной жизнью в «халифате».
К тому времени, когда Мосул и Фаллуджа были заняты террористами, десятки тысяч новобранцев из более чем 100 стран откликнулись на призывы присоединиться к Даиш. Однако, по мере того как зверства Даиш набирали силу и страны коалиции начали одерживать победы на поле боя, количество завербованных новобранцев резко снизилось, а вместе с ним снизились объем и качество содержания пропагандистских материалов. На смену разговорам о создании божественного «халифата» пришли призывы устраивать террористические акты против мирных жителей в странах коалиции. Кроме того, согласно докладу ЦПТ, пик выпуска пропагандистских материалов Даиш пришелся на август 2015 г., когда за месяц было выпущено 700 отдельных медиапродуктов. В августе 2016 г. было выпущено уже менее 200 продуктов. «Вкратце, монолитный образ «халифата» оказался не более чем иллюзией», – подводит итог ЦПТ. Этот вывод должен использоваться при работе с прошедшими идеологическую обработку боевиками, а также их детьми и вдовами, после того, как будут отвоеваны у террористов все территории в Ираке и Сирии. Скрытые возможности этой категории людей приводить к большому числу человеческих жертв или вербовать и обучать кровопролитной тактике терроризма других людей представляют постоянную угрозу для всех миролюбивых стран.
«Война в Сирии и Ираке породила значительное количество хорошо организованных и готовых убивать боевиков, – говорится в докладе Института международной политики им. Лоуви. – Эти люди представляют угрозу не только странам, в которые они возвращаются, но и всем странам, чьи граждане путешествуют и совершают торговые операции в рамках международной системы».
Каков следующий шаг?
Что необходимо сделать для продвижения вперед? Вице-президент Института исследований ближневосточных СМИ и бывший координатор Отдела стратегических коммуникаций по вопросам борьбы с терроризмом в Госдепартаменте США Альберто М. Фернандес в своем выступлении в 2016 г. призвал правительства рассматривать Даиш в качестве «именно политической проблемы с аспектом СМИ, а не наоборот». Он призвал организовывать информационные кампании, в которых бы освещались судьбы оставшихся в живых боевиков Даиш, таким образом, ассоциируя их с жестокостями. Мало кто оспаривает тот факт, что последователи идеологии Даиш – это эмоционально неуравновешенные убийцы, говорит Фернандес, и именно такими они и должны быть показаны.
«Рэнд Корпорейшн» в своем анализе затрагивает аналогичные аспекты. Эта организация призывает Twitter продолжать кампанию блокирования аккаунтов, пропагандирующих терроризм. «Эта кампания вызывает недовольство у членов ИГИЛ (Даиш), использующих Твиттер, – говорится в докладе «Rand Corporation». – Она заставляет их терять драгоценное время, требуемое на вербовку своих сторонников, и в конце концов может вынудить некоторых из них перейти к использованию социальных сетей, которые менее доступны, чем Твиттер и обслуживают меньшее количество пользователей».

Д-р Сэм Муллинз из Европейского центра исследований по вопросам безопасности им. Джорджа Маршалла в своей заметке для журнала «Unipath» предлагает еще один прием – показать лицемерие террористов, сравнивая их дела с их словами. «Покажите отдельные случаи реальной жизни внутри террористической организации, которые разительно отличаются от «приглаженной» пропаганды и наивных ожиданий новобранцев», – пишет д-р Муллинз. Он добавляет, что уровень образования и возможности трудоустройства также могут играть важную роль.
Д-р Хуссейн Алави, председатель и основатель иракского Центра стратегических исследований и изучения будущего, считает, что необходимо создавать программы, дополняющие антитеррористические информационные кампании, в некоторых случаях делая упор на гражданское и национальное единство. «Покажите им позитивные примеры в таких сферах как духовный рост, юридические механизмы, экономическое и социальное развитие для того, чтобы вселить гуманитарные, национальные и социальные ценности в умы и сердца тех, кто был «обработан» в духе экстремизма и такфиризма», – предлагает д-р Алави.
В октябре 2016 г. находящийся в Абу Даби антитеррористический центр «Хедайя» начал проект с участием правительственных учреждений и частного сектора под названием «Творческие умы на пользу обществу». В проекте участвуют Фейсбук и Госдепартамент США, и его цель состоит в противостоянии террористической пропаганде путем создания позитивного контента в режиме онлайн и предоставлении возможности высказаться людям, пользующимся доверием в странах Ближнего Востока. Эксперты по вопросам рекламы, креативности, цифровых технологий и производства были приглашены в этот проект в качестве консультантов. «Эта новаторская инициатива признает возрастающую роль средств коммуникаций, особенно платформ социальных сетей», – подчеркнул д-р Али Рашид Аль Нуаими, председатель организационного совета центра «Хедайя».
Основываясь на аналогичных принципах, США применяют маркетинговый подход в режиме онлайн, нацеливаясь на особую аудиторию, посылая через Фейсбук сообщения тем людям, которые своей перепиской в интернете дали понять, что они рассматривают экстремистскую идеологию в качестве своего выбора. Когда в результате поиска по отдельным словам или фразам обнаруживается пользователь, проявляющий интерес к Даиш или другим группировкам, Google ставит на эту страницу специальные пометки, которые отсылают на YouTube сообщения о потенциальной угрозе терроризма.
Организации
Правительства, принявшие решения противостоять натиску насильственных экстремистских группировок в социальных сетях, могут получить рекомендации у стран и организаций, которые уже создали успешно функционирующие антитеррористические программы.
В ОАЭ находится центр «Саваб», реализующий многонациональную программу рассылки сообщений и привлечения к сотрудничеству в режиме онлайн. Центр использует прямое взаимодействие с другими пользователями социальных сетей для того, чтобы давать ответ террористической пропаганде, а также популяризирует точки зрения умеренных деятелей в странах региона в противовес разжигающей ненависть риторике Даиш и других террористических организаций. Кроме того, в ОАЭ был открыт центр «Хедайя», призывающий к умеренности религиозных взглядов. Центр выступил с инициативой «Форум за содействие миру в мусульманских общинах”, в которую привлекаются ведущие богословы для продвижения правильного понимания ислама.
В сентябре 2011 г. в Нью-Йорке был создан Глобальный антитеррористический форум (ГАФ), призванный помочь странам разработать долгосрочный подход в борьбе против распространения насильственных экстремистских идеологий. Работая с партнерами по всему миру, форум стремится определить потребности гражданского населения для эффективного противостояния терроризму, мобилизует все необходимые знания и ресурсы для удовлетворения этих потребностей и укрепляет глобальное сотрудничество. Главная цель ГАФ состоит в поддержке Глобальной антитеррористической стратегии ООН, включая План действий по предотвращению насильственного экстремизма, представленный Генеральным Секретарем на Генеральной Ассамблее ООН в январе 2016 г.
Помимо этого, была создана некоммерческая организация по вопросам международной политики под названием «Проект по противодействию экстремизму» с целью оказания помощи в противостоянии экстремизму во всех регионах мира. Эта группа, которой руководят бывшие правительственные чиновники, политики и эксперты, разрабатывает стратегии борьбы с терроризмом. Одним из направлений деятельности этой организации является проведение кампаний в СМИ с целью противодействия экстремистской идеологии и разрушения ее риторики и сетей вербовки. Основанный в 2014 г. Фонд глобального сотрудничества и противостояния в свою очередь собирает средства для поддержания местных антиэкстремистских инициатив. Эта группа использует общественные и частные ресурсы для поддержания проектов местного уровня, которые отвлекут местное население от экстремистской агитации.
В Саудовской Аравии при поддержке Министерства по делам Ислама проводится неправительственная кампания «Сакина», в ходе которой отрицающие терроризм исламские богословы вступают в онлайн-беседы с теми, кто хочет получить религиозные знания.
В Афганистане также существует Программа мира и реинтеграции, которая старается увести повстанцев с поля боя, дать им возможность отказаться от насилия, присягнуть на верность Конституции Афганистана и с достоинством вернуться в афганское общество.
Заключение
Эти и другие организации способствуют разрушению той религиозной мистики, которой пытаются одурманить в интернете Даиш и прочие террористические организации. Последние исследования показывают, что в настоящее время контент, осуждающий Даиш, значительно перевешивает контент в поддержку этой террористической группировки. Однако, требуются непрерывные усилия правительственных и частных организаций с целью не допустить, чтобы лживые посылы экстремистских группировок нашли отклик у наиболее уязвимых категорий населения. ЦПТ пришел к следующему выводу: «Постоянно возрастающие усилия по противодействию экстремистской идеалогии не только должны подкрепляться достаточными ресурсами, а в, отдельных случаях, и политической поддержкой, но также должны иметь значительную гибкость и дух новаторства. Именно потребность в ресурсах и гибкости определяют важность партнерства общественных и частных организаций в противодействии пропагандистским усилиям Исламского государства». А д-р Муллинз из Центра им. Маршала написал следующее: «На слишком длительный период террористы получили полную свободу в распространении пропагандистских материалов и идей, почти не встречая сопротивления. Такое положение дел закончилось, и сейчас постепенно со всех сторон нарастают голоса против насильственного экстремизма и терроризма. Перед нами трудная дорога, но именно ее мы должны выбрать».
Примеры правительственных и частных программ по противодействию экстремистской пропаганде
Центр «Саваб» Базирующаяся в ОАЭ многонациональная программа по рассылке нарративов и установлению сотрудничества в режиме онлайн
Центр по противодействию терроризму Эта академическая организация функционирует на базе Военной академии в Вест Поинт, штат Нью-Йорк, США.
Глобальный антитеррористический форум, помогает странам разработать долгосрочный подход в борьбе против распространения насильственных экстремистских идеологий.
Проект по противодействию экстремизму Эта неправительственная организация проводит кампании для разрушения риторики экстремистов и их сетей вербовки и поддержки.
Форум за содействие миру в мусульманских общинах Эта организация находится в ОАЭ и привлекает ведущих богословов для пропаганды правильного понимания ислама.
Всемирный фонд общественного участия и противостояния Этот фонд, находящийся в Швейцарии, собирает средства для поддержания местных антиэкстремистских инициатив.
Кампания «Сакана» Эта кампания, руководство которой находится в Саудовской Аравии, использует исламских богословов для распространения в режиме онлайн учения о терпимости и для развенчания лживых экстремистских посылов.
Программа мира и интеграции в Афганистане Эта программа помогает переходу террористов от насилия к мирной жизни.
«Хедайя» Этот центр, базирующийся в ОАЭ, борется с экстремизмом путем распространения призывов к религиозной умеренности.