Getting your Trinity Audio player ready...
|
Страны Ближнего Востока и Центральной Азии принимают меры для противодействия этим проблемам
СОТРУДНИКИ «UNIPATH»
Этот преступный план, разоблаченный и остановленный в 2011 и 2012 годах с помощью международных следователей, дает убедительное представление о механизмах массивной, глобальной проблемы отмывания денег, которая несет ответственность за значительную часть финансирования международных террористических групп и воинствующих преступных организаций.
По оценке ООН, от 800 млрд. до 2 трлн. долл. отмывается каждый год, что соответствует 2-5% мирового валового внутреннего продукта. По данным Офиса ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), отмытые поступления от наркотрафика непосредственно используются для финансирования террористических атак, включая взрывы бомб в 2004 году в Мадриде, где был убит 191 человек и ранено более 1 800.
Руководители правительств, правоохранительных органов и вооруженных сил на Ближнем Востоке и в Центральной Азии проводят активную совместную работу для противостояния угрозе, представляемой этими большими суммами часто непрослеживаемых наличных средств, особенно в странах, где активно действуют мятежники и часто происходят террористические нападения. Они расследуют случаи, такие как заговор с массивным отмыванием денег, раскрытый в Ливане, бывший замыслом Аймана Джумаа, международного контрабандиста наркотиков, родом из Ливана, и финансиста террора.
Джумаа обвиняется в контрабанде 89 тыc. кг южноамериканского кокаина и почти 1 млрд. долл. наличными в рамках сети, распространившейся от района, где встречаются границы Парагвая, Бразилии и Аргентины, на север в Мексику и Соединенные Штаты, и через океан в Африку, Европу и Ближний Восток. Чтобы скрыть происхождение денег от продажи наркотиков, Джумаа и его коллеги покупали подержанные машины в США и экспортировали их в Западную Африку. В Африке, с помощью преступников, базирующихся в Бенине, деньги от продажи автомобилей перемешивались далее с прибылью от продажи наркотиков.
После того, как бывший партнер в отмывании денег, Ливанско-Канадский банк был закрыт в 2011 году, представители Казначейства США сообщили, что компании Kassem Rmeiti & Co. for Exchange и Halawi Exchange Co. стали выполнять эту роль в глобальной сети наркотиков Джумаа.
Джумаа полагается на сеть ливанских иммигрантов, в основном бизнесменов, для перемещения денег и наркотиков, указывалось в декабре 2011 года в репортаже газеты «The New York Times». Часть денег и кокаина стала прибылью зловещего мексиканского наркокартеля Los Zetas.
«С точки зрения трафика, эмигранты находились в правильном месте и в правильное время», – писала «The New York Times». «С ростом потребности в Европе и на Ближнем Востоке, картели стали искать новые пути – из Колумбии, Венесуэлы и бесконтрольной границы, общей для Бразилии, Парагвая и Аргентины – в западноафриканские страны, такие как Бенин и Гамбия. Оттуда наркотики направлялись на север через Португалию или Испанию, и на восток через Сирию и Ливан.
272-страничный отчет, выпущенный УНП ООН в 2012 году, указывает на масштаб этой проблемы. Помимо угрозы терроризма, которую представляют миллиарды долларов в незаконной обналиченной форме, эти средства также используются для подкупа государственных должностных лиц, разжигания беспорядков и дестабилизации правительств.
«В последние годы мы были свидетелями нескольких случаев, когда министры и руководители национальных правоохранительных агентств были замешаны в коррупции, связанной с наркотиками», – говорится в отчете УНП ООН.
Правительства региона сотрудничают на международном уровне для предотвращения этой угрозы безопасности и стабильности.
Целевая группа по финансовым операциям на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA-FATF) проводит регулярные обзоры программ в 18 странах этого региона. Часто выполняются аудиты с помощью Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ).
«Money Laundering Bulletin», международный онлайновый информационный бюллетень, сообщал в 2012 году, что «за последнее десятилетие, правительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA), равно как и Афганистан и Пакистан, приняли рекомендации Целевой группы по финансовым операциям (FATF), создали Группы финансовой разведки (FIU) и приняли решительные меры против отмывания денег».
«Иметь FIU с эффективностью и опытом занимает годы. То, что смог сделать этот регион, это выдающееся достижение», – сказал в 2011 году Абдель Хафиз Мансур, секретарь ливанской Комиссии специальных расследований, бюллетеню «Money Laundering Bulletin». «Никакая страна не разрабатывает что-либо самостоятельно, но регион, через MENA-FATF, участвует в обсуждении всех рассматриваемых вопросов и следит за любыми развитиями в международной регламентации. Каждый день приносит большее, а не меньшее выполнение правил».
В Центральной Азии, Евразийская группа по борьбе с отмыванием денег и финансирования терроризма, известная как EAG, является региональным органом типа FATF, и в нее входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. EAG оценивает национальные системы против отмывания денег и финансирования террора в странах-участниках и предлагает техническую помощь и обучение для своих членов.
Две группы FATF обеспечивают наиболее достоверную оценку того, как страны региона противостоят угрозе, представляемой отмыванием денег и финансированием терроризма.
Шейх Фахад Бин Аль-Тани, заместитель председателя Национального комитета Катара против отмывания денег и финансирования терроризма (NAMLC), подчеркивает, что отмывание денег и финансирование терроризма стали первоочередной мировой проблемой.
«Ввиду их отрицательного воздействия и огромного риска для людей или безопасности и стабильности стран и экономик, эти преступления принуждают нас сегодня повышать степень сотрудничества и координации», – сказал Аль-Тани на трехдневной встрече официальных лиц MENA-FATF в Доха в декабре 2013 г. «Эти преступления больше не являются местным вопросом, ограниченным государственными границами, поскольку они пересекли их и стали вопросом для всего международного сообщества».
На той же встрече, Абдель Хамад Аль-Кулиш, саудовский исполнительный секретарь MENA-FATF, объяснил, что эта группа завершила несколько исследований по борьбе с отмыванием денег и финансированием террора в регионе. Некоторые темы включают методы оплаты через границы, тенденции в отмывании денег и финансировании террора, и отношения между отмыванием денег и наркотрафиком.
«Важность этих исследований состоит в освещении методов, приемов и схем, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, для привлечения внимания стран-членов к важности борьбы с этими преступлениями», – сказал Аль-Кулиш.
Ниже предлагается обзор проблем и действий, предпринятых некоторыми странами Ближнего Востока и Центральной Азии:
Афганистан
Национальное правительство Афганистана с определенным успехом руководит Центром анализа финансовых транзакций и отчетности. В 2009 году, союзные правительства в Афганистане поддержали оперативные усилия Международных сил содействия безопасности, создав Афганское подразделение по финансированию террора (ATFC). Оно было создано для того, чтобы лишить Талибан денег, большая часть которых является доходом от продажи опиума и героина, для финансирования мятежных действий. «В сотрудничестве со специально подготовленными афганскими полицейскими подразделениями и Афганской армией, ATFC собрала десятки тысяч финансовых документов из финансовых учреждений, включая систему «Хавала», – объявило Управление по борьбе с наркотиками США, указав на достижения ATFC в 2012 г.
Бахрейн
Бахрейн имеет одну из наиболее признанных программ по борьбе с отмыванием денег в регионе; в аудите MENA-FATF он был сертифицирован как соответствующий или в значительной степени соответствующий требованиям во всех категориях. Этот успех в значительной степени был достигнут потому, что Валютное агентство Бахрейна (BMA) обладает контролем над всеми финансовыми учреждениями страны, включая денежных менял. Подразделение против отмывания денег Бахрейна (AMLU) является организацией полицейского типа, которая проводит расследования и обеспечивает исполнение судебных решений. Эта система гарантирует то, что применение финансовых законов является первостепенной задачей. По данным бюллетеня «Money Laundering Bulletin», AMLU может арестовывать активы по судебному решению и, в определенных критических случаях, может выполнять это по собственному усмотрению на срок до трех суток. Такие полномочия имеют решающее значение для предотвращения сложно устроенных заговоров, обычно быстро разворачивающихся в эру мгновенных безналичных переводов. Банки и другие финансовые учреждения в Бахрейне по закону обязаны сообщать ВМА о подозрительных транзакциях.
Ирак
Правительства Ирака и Соединенных Штатов продолжают совместную работу для укрепления способности Ирака вести борьбу с отмыванием денег и сокращать финансирование терроризма. На встрече Иракско-Американского Объединенного координационного комитета по правопорядку и юридическому сотрудничеству, проходившей в июне 2013 года, делегации обеих стран подчеркнули важность продолжения сотрудничества в области правоприменения и юстиции. Однако Ирак продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в отношении создания безопасной финансовой системы. В 2012 году в сообщении бюллетеня «Money Laundering Bulletin» указывалось, что иногда что-то совсем простое, как отсутствие банковских отделений в стране, может препятствовать попыткам борьбы с отмыванием денег. «Существует всего 853 банковских отделений для населения, превышающего 30 миллионов. Чтобы достигнуть такого же соотношения банковских отделений на душу населения как в соседней Иордании, Ираку потребовалось бы более 3 тыc. отделений», – указывалось в бюллетене. Нехватка банков приводит к экономике наличных денег во многих частях Ирака, облегчая злоумышленникам скрывать свою финансовую деятельность.
Иордания
Хотя отмывание денег не считается основной проблемой в Иордании, за последнее десятилетие правительство установило комплексную систему против отмывания денег (AML). Многочисленные новые законы, принятые после 2001 года, воплощаются в жизнь Группой против отмывания денег Группы финансовой разведки Иордании, являющейся частью Центрального банка Иордании. В 2013 году в аудите MENA-FATF отдается должное королевству за быстрое исправление «технических недостатков» в его программах (AML), и эта страна была снята с процесса мониторинга. Хотя аудит не обнаружил свидетельства серьезных преследований или приговоров за отмывание денег или финансирование террора, авторы были удовлетворены масштабом выявления финансовых злоупотреблений в Иордании, включая наем и обучение дополнительного персонала.
Кувейт
При одной недавней попытки закрыть лазейки в ходе региональной борьбы против воинствующего экстремизма, Кувейт принял закон AML в апреле 2013 года, предписывающий большие штрафы и тюремное заключение для финансистов террора. Новый закон устанавливает сроки тюремного заключения до 20 лет за преступления, связанные с отмыванием денег, если нарушители признаются террористами. Законодательство также позволяет конфискацию всех средств, связанных с судебным делом. В аудите 2011 года, проводившемся для MENA-FATF Международным валютным фондом, было обнаружено, что отмывание денег и финансирование терроризма не представляет серьезной угрозы для экономики Кувейта, и не было найдено свидетельств того, что в стране отмывались значительные суммы денег. Но аудиторы выразили беспокойство в связи с тем, что быстрый рост кувейтского финансового сектора может создать «подходящую среду для лиц, занимающихся отмыванием денег, и финансистов террора». Аудит призвал лидеров Кувейта усилить законы и создать независимую группу финансовой разведки, наделенную надлежащей властью, для отслеживания и обеспечения выполнения законов против отмывания денег и финансирования терроризма.
Туркменистан
Туркменистан является примером страны, улучшившей ее методы борьбы с отмыванием денег. Пробыв какое-то время в списке агентства для стран «с высоким риском и несотрудничающим законодательством», Туркменистан успешно внедрил законодательство AML. В июне 2012 года, FATF признала тот факт, что Туркменистан добился «значительного прогресса».
Объединенные Арабские Эмираты
В январе 2012 года официальные лица ОАЭ раскрыли заговор, связанный с крупнейшим отмыванием денег в истории Эмиратов. Согласно сообщению агентства Emirates News Agency, силы государственной безопасности предотвратили план по контрабанде 94 410 кг золота и миллионов наличными средствами в страну. Банда планировала ввести золото в страну в нефтяных танкерах, прибывших из Африки, и затем провести его через банковскую систему и перевести деньги в ряд ближневосточных стран, сообщило новостное агентство. Этот заговор является подтверждением того, что, несмотря на энергичные розыски и применение протоколов по отмыванию денег, ОАЭ остаются уязвимыми для такой деятельности ввиду своей позиции как главного транспортного и торгового узла для региона, и своей роли крупного международного банковского центра. Имея большое количество иностранцев, проживающих в стране – до 85% населения – ОАЭ также должны отслеживать огромный объем переводов, направляемых в страны работников. Тем не менее, в последнем аудите, MENA-FATF воздала должное усилиям Эмиратов по применению законов против отмывания денег и финансирования террора.
Выявление сторон, финансирующих терроризм
Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег на Ближнем Востоке и Северной Африке издала следующее руководство по выявлению денег, направляемых террористическим группам. Необходимо следить за следующим:
- Лицо, которое переводит несколько денежных сумм за границу или получает их из-за границы
- Кто-либо представляющий ограниченные или неполные данные, например, скрывает свой домашний адрес или дает недействующий номер телефона
- Люди, участвующие в операциях с наличными средствами, у которых общий адрес
- Различные лица, депонирующий средства на один счет
- Лицо, производящее несколько транзакций в один день в разных отделениях и без ясного объяснения этого
- Депозиты, следующие быстро за переводами денег