Один из ведущих египетских богословов призывает к идеологической конфронтации с насильственными экстремистами
По мнению Мухаммеда Мохтар Гомаа, экстремистская идеология, которую исповедуют группировки наподобие Даиш, это не просто международная пандемия, против которой нужно ввести карантин – это интеллектуальный кризис, с которым должны бороться ведущие деятели в сфере культуры, религии, образования и СМИ.
Гомаа, египетский министр религиозного фонда и президент Верховного Совета по делам ислама, продемонстрировал глубокие знания истории ислама и арабского мира во время недавнего чтения лекции в Центре стратегических исследований Эмиратов в Абу Даби.
Выступая на тему: «Анализ экстремистской идеологии», Гомаа назвал Даиш «организованными гангстерами, которые убивают и жгут во имя религии», но чья основная мотивация носит сектарианский и политический характер. «Эта международная пандемия не имеет никакой религиозной или национальной принадлежности, – считает Гомаа, богослов и профессор в известном египетском университете Аль-Ажар.- Крайне важно объединить силы в борьбе с ней».
Как бы не была важна физическая конфронтация с насильственными экстремистскими группировками, основная битва проходит на идеологическом фронте, уверен Гомаа. И богословы в одиночку не могут вести эту борьбу. Им нужна помощь со стороны ведущих деятелей культуры, образования и СМИ. «Нам действительно необходимо пересмотреть религиозные речи и наши интеллектуальные, этические и культурные установки, поскольку нынешний кризис – это кризис интеллекта», – считает он. Он отметил, что пять столпов ислама не связаны с политикой, а просто указывают на личные обязательства человека перед Богом. И хотя ислам указывает правительствам быть справедливыми и щедрыми по отношению к гражданам, политика не имеет центрального значения для ислама.
Принимая на себя чисто политическую роль – официальное объявление войны от имени «халифата» и возрождение отдельных форм рабства в Сирии и Ираке – члены Даиш показывают, насколько далеки они от истинного ислама. «В местах кризиса эти группы действуют в пространст-
ве между правящей верхушкой и народом, – говорит Гомаа. – Они используют племенные рефлексии и сектарианские конфликты».
Группировки вроде Даиш выискивают психологически уязвимых молодых людей, которым они могут «продать свой продукт», – считает профессор. Во многих случаях СМИ невольно помогают вербовщикам, описывая Даиш в героическом тоне, усиливая ее заявления о том, что они создали настоящий, а не выдуманный, халифат. «Молодежь верит, что это исламское государство, которого они ждали. Название ввело их в заблуждение, – полагает Гомаа. – Будет ли это Даиш или Боко Харам в Нигерии, или аль-Кайда, – все эти группы появились вначале как иллюзии».
Профессор призывает к возобновлению религиозных дебатов. Изучение ислама в сильно упрощенном виде, основанное на простом запоминании выдержек из Корана, не привлекает современную пытливую молодежь, которая хочет услышать более глубокие объяснения от своих религиозных лидеров, говорит он. Лидеры Даиш заполнили этот вакуум, начав продвигать антиисламскую идеологию, которая позволяет пытки, мародерство, разрушение историчес-
ких памятников и торговлю женщинами как проститутками.
В свете этой проблемы, Египет объявил о планах модернизации религиозного образования на всех уровнях обучения для того, чтобы экстремисты не заняли эту нишу в системе образования. Гомаа призвал международное сообщество к бдительности. Ни одна террористическая группа не может функционировать, если у нее нет поддержки за пределами организации. Например, Даиш не могла бы продавать иракскую нефть без сотрудничества и помощи извне. И не могли бы боевики пересекать границы и накапливать оружие, если бы им не было позволено это делать. «Кто-то обеспечивает ввоз в страну людей, денег и оружия», – отмечает Гомаа. Профессор призвал религиозных лидеров сократить возможности террористов находить поддержку в обществе. «Когда между правящими кругами и народом сложились хорошие отношения, терроризм не может функционировать», – уверен профессор.