Тридцатилетний конфликт породил нестабильность на Ближнем Востоке

старший национальный представитель Катара при Центральном командовании США
Штабной полковник ВМФ (спецназ) Абдулла Шахин Аль-Досари,
старший национальный представитель Катара при Центральном командовании США
Во имя Господа, сочувствующего и прощающего
И сказал Всемогущий:
«Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]». [Сура Al-’Isrā’- Ночной перенос-стих 33]
Регион Ближнего Востока проходит сейчас через трудные времена. Как продемонстрировали недавние события в Сирии и Ираке, а также в Ливии и Йемене, он стал трагической ареной для жестоких кровавых войн.
Регион ослабел из-за череды войн в прошлом, не считая того, что сейчас происходит в Ираке, Сирии и Йемене. Это наподобие болезни, которая порожает все тело и распространяется по всем органам; избавиться от нее можно, только вылечив тело. Эти войны не имеют четких характеристик. События меняются, как в калейдоскопе, что не добавляет ясности происходящему. Можно сказать, что эти войны по своим характеристикам представляют собой смесь войн второго и четвертого поколений. Американский военный эксперт и автор книг Уильям Линд называет их асимметричными войнами.
ЗА ВОЙНОЙ СЛЕДУЕТ КАТАСТРОФА
Однажды журнал «Наука и технологии» дал следующее определение катастрофы: «Это трагедия, произошедшая в силу природных или промышленных (человеческих) факторов, которая представляет угрозу жизни, здоровью, собственности и окружающей среде, и имеющая серьезные последствия для общества и жизни в городских условиях». Все эти компоненты имеются в наличии в конфликтах, развивающихся сейчас в Ираке и Сирии, что позволяет сделать предположение о том, что в ближайшем будущем в этих странах разразится настоящая катастрофа. Больше всего жертв понесет именно население этих стран, принимая во внимание те жуткие сцены, которые мы наблюдаем там сегодня – разрушения, кровопролитие, хладнокровные убийства детей, женщин и стариков и издевательства над их мертвыми телами. Все это будет иметь серьезные психологические последствия для всего общества, особенно для детей, которые являются основой нашего будущего. Также наносится ущерб национальному самосознанию, культуре и традициям.

Для государства будет чрезвычайно трудным «излечить» эту проблему – можно сказать, что для государства и его институтов это будет еще одной «войной», которую надо выиграть потому, что ему придется залечивать психологические травмы людей. Неспособность государства решить эти проблемы приведет к серьезным социальным последствиям, которые затронут целое поколение. Это было одной из причин развала нескольких государств, когда они пытались решить проблему технического развития за счет гуманитарного и нравственного развития общества.
ВРАЖДЕБНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Мы должны понять, что варварство, которое происходит сегодня – хладнокровное обезглавливание людей и разрушение зданий – является результатом извращенной идеологии, которую нынешнее поколение унаследовало от предыдущих войн. В этом поколении болезнь дремала и ждала, пока не наступит подходящее время, чтобы при благоприятных условиях вирус смог реактивироваться и начать поражать органы один за другим. У этого поколения не было лидеров, которые бы вылечили организм от этой болезни. Чтобы нам стало понятно, мы должны оглянуться на предыдущие войны, начиная с ирано-иракской войны 1980-1988 гг., на войну в Персидском заливе 1990-1991 гг., затем в Ираке 2003 -2011 гг. и, наконец, на нынешнюю войну. Это означает, что поколение, воюющее сегодня, является производной от ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе. Поэтому можно предположить, что будущие поколения будут нести бремя той же самой идеологии, если только этот вопрос не решится при помощи долгосрочных реформ. То, что сейчас происходит в Сирии – это зараза, которую занесли туда из Ирака террористические группы и бойцы революционной гвардии, принадлежащие к тому же самому поколению, о котором речь шла выше.
РОЛЬ СМИ
СМИ играют ключевую роль. Они считаются одним из механизмов в войне, особенно когда вербовщики боевиков используют каналы СМИ и вводят людей в заблуждение, искажая правду и реальное положение дел, распространяя хаос при помощи визуальных средств информации. Несомненно, СМИ могу служить как войне, так и миру. Мы являемся свидетелями того, какой хаос создали СМИ среди исламских сект и доктрин, разжигая огонь религиозной вражды. Но с другой стороны, если бы у исламского мира были мощные средства массовой информации, способные развенчать всю эту ложь и не допустить межрелигиозную вражду, ситуация сейчас бы была иной.
В некоторых странах региона людям все еще не хватает знаний, четкого видения и способности рассмотреть ситуацию и провести ее объективный анализ; в своей массе – эти люди нецивилизованные. Радикальные СМИ также обманным путем завлекали молодежь по всему миру, призывая сражаться за ислам, хотя на самом деле эта религия прямо приглашает к диалогу, любви, братству, справедливости и равенству. Нам не стоит бояться, что с исламом может что-то случится, поскольку история уже доказала, насколько сильна эта религия. Но у нас есть причины опасаться тех, кто неверно практикует ислам.

РЕАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ
Несомненно, война также наносит ущерб собственности, городам, фабрикам, институтам и общественным службам и восстановить их нелегко. Например, когда мы видим, как целый город превращается в руины за один день, мы понимаем, сколько времени, сил и денег потребуется на то, чтобы его отстроить заново. На самом деле, еще хуже, когда в руинах остаются лежать национальное самосознание и культура нации. Их возродить крайне трудно, поскольку для этого требуется добрая воля, хорошие отношения между всеми сегментами этой нации, а также построение новой цивилизации, основанной на безопасности и мире. Для того, чтобы достичь этого, мы сначала должны вырастить поколение с новыми и чистыми ценностями.
СИРИЙСКИЙ ВОПРОС
Сирийский режим практикует самые жестокие пытки и убийства и использует все виды оружия против гражданского населения; арабские страны в частности, и весь остальной мир в целом, должны противостоять этому преступному режиму. Он выгнал собственное население из домов, нанес ущерб целым сегментам нации, особенно детям, и привнес в страну политические и экономические проблемы. Этот режим объединился с иностранцами, у которых есть давние амбиции в этом регионе. Он разжег межрелигиозную вражду и превратил страну в благодатную территорию для банд радикалов-террористов. Такие диктаторские режимы, несомненно, вносят вклад в развитие терроризма; таким образом, этот режим должен быть свергнут, и люди будут определять свою судьбу путем честных и открытых выборов.
ИРАКСКИЙ ВОПРОС
Ирак должен достичь национального примирения и возродить единство иракцев всех этнических и религиозных групп, будь то сунниты, шииты или курды. Чтобы прекратить кровопролитие, страна должна найти способ остановить терроризм, вырвать его с корнем и создать общество социальной терпимости. Для этого потребуется долгосрочный подход и четкий стратегический план, создание условий равенства для всех, невзирая на этническую или религиозную принадлежность. Неравенство – одна из причин появления радикализма. Необходимо дать отпор неарабским странам, которые хотят расшатать безопасность Ирака, вмешиваясь в его дела. Иракский вопрос должен решаться арабскими странами и исламским миром в целом.
ЙЕМЕНСКИЙ ВОПРОС
Безопасность Персидского залива и безопасность Йемена невозможно разделить, поскольку Йемен считается естественным звеном для стран Персидского залива и частью единого стратегического блока. У народов региона много общего. Поэтому страны Персидского залива должны восстановить власть законного правительства Йемена, достичь стабильности в стране и прекратить агрессивные действия повстанцев племени Хути, намеревающихся захватить власть в стране. Кроме того, одна неарабская страна вмешивается в дела Йемена и имеет там ряд своих собственных стратегических интересов, основанных на интеллектуальной и доктринальной близости между Хути и этой страной. Это только усложняет ситуацию и угрожает национальной безопасности всех стран Персидского залива. Таким образом, страны Персидского залива должны начать серьезно задумываться над будущим Йемена, особенно над возможностью включения Йемена в число стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива с целью получения выгоды от его географического положения. Йемен считается связующим звеном между странами Персидского залива и Африкой. Страны Персидского залива также получат выгоды от крупных людских ресурсов Йемена, что считается одной из сильных сторон этого государства. Также, определенные выгоды можно будет извлечь из природных ресурсов страны, в добычу которых еще не были вложены инвестиции из-за провалившейся политики Йемена в этом вопросе. И если всего этого мы сможем достичь, то откроются хорошие перспективы для инвестиций, от которых получат выгоды все страны Персидского залива.
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО
Мы надеемся, что нынешние события в регионе помогут восстановить здоровье арабскому миру, который за последние десятилетия столько выстрадал из-за безысходности и бедности. Мы также надеемся, что все нынешние беды являются своеобразной «ценой», которую платит нынешнее поколение, чтобы будущие поколения жили в спокойствии и безопасности. Наши сегодняшние проблемы – это результат предыдущего диктаторского правления, которое длилось почти 40 лет. Таким образом, этим странам нужны лидеры, способные повести за собой и пойти на жертвы ради укрепления социального и морального единства нации, уверенной в своем будущем; лидеров, которые не думают о сохранении своей власти, не добиваются абсолютного единовластия и не преследуют свои личные интересы.