Неустрашимые в бою с врагом иракские Силы специальных операций демонстрируют сострадание и уважение к гражданскому населению
СОТРУДНИКИ ЖУРНАЛА «UNIPATH»
Элитные иракские Силы специального назначения изо дня в день одерживают победы над Даиш. Среди иракцев эти бойцы известны как «Золотая бригада». Когда их колонны проходят через иракские города, то к ним прикованы все взоры, а дети улыбаются и доверчиво машут им вслед. Их загорелая кожа свидетельствует о том, что их далекими предками были шумерские воины, известные своей любовью и преданностью Месопотамии. Среди бойцов есть выходцы из Зако, Басры, Омары, Анбара, Салах аль-Дина, Кута, Насирии и Мосула; у них разное происхождение, но всех их объединяет любовь к Ираку. Бойцы Сил специального назначения прошли суровую закалку – «фабрику воинов» – и стали братьями. Эти мужчины в черной униформе дисциплинированы и организованы. Когда они на задании, то соблюдают правила дорожного движения и уступают дорогу гражданским лицам. Несмотря на чрезвычайно жаркий климат Ирака, они при полном тактическом снаряжении, что подчеркивает их профессионализм.
На этом фоне мы хотим описать случай подлинного героизма, который сломал хребет боевикам Даиш и расстроил их извращенные планы распространения идеологии казней и рабства в стране, которая всегда побеждала своих врагов. Подполковник Аркан Джалал Фадхил аль-Тикрити, командир подразделения Сил специального назначения, которое выполняло задание, живо описывает события:
«В октябре 2014 г. командование отдало моему подразделению приказ отбить город Барвана, небольшой стратегический пункт в районе Хадета в западной провинции Анбар. Террористы Даиш вошли в этот мирный поселок, убили многих невинных жителей и сожгли правительственные здания. Дамба Хадета была взята в осаду, а небольшое подразделение полиции продолжало оказывать сопротивление».
Подполковник Аркан объяснил, что поселок был стратегически расположен на основном маршруте между Хадета и дамбой. Если бы Даиш получила контроль над дамбой, основным источником выработки электроэнергии, то боевики могли бы перерезать линии электропередач. Кроме того, дамба регулирует течение в реке Евфрат, и если ее повредить, то река может затопить Багдад и все другие города на пути к нему. Тот факт, что поселок находился на возвышенности, давал Даиш преимущество при обстреле дамбы и нападении на нее.
«Даиш хотела свести счеты с жителями и племенами Хадета, которые отказались присягнуть на верность Даиш, – продолжает подполковник. – В 2005 г. племя изгнало бывшего лидера Даиш Абу Мусаба аль-Заркави, отказалось быть обесчещенными террористами и закрыло канал переправки иностранных боевиков из Сирии во время пика межрелигиозного насилия. Поэтому Даиш намеревалась уничтожить поселок».
«Однако Силы специального назначения cорвали планы Даиш своими быстрыми ответными действиями. Штаб приказал мне оставить свое месторасположение в южной части Рамади и продвинуться на 170 км на запад в сторону Барвана и сорвать наступление Даиш на Хадета, а также взять под контроль дамбу Хадета. К моменту получения этого приказа мое подразделение уже несколько месяцев сражалось с боевиками Даиш в южной части Рамади. Спустя несколько часов после получения приказа мы уже были в пути. Несмотря на плохие дорожные условия в пустыне и длительное участие в боях, мое подразделение было готово выполнить поставленную задачу и сохраняло высокий моральный дух».
Силы специального назначения прибыли в Барвана и провели консультации с двумя американскими советниками, которые предоставили данные разведки и наблюдения и обеспечили непосредственную поддержку с воздуха. Штаб одобрил предложенный план наступления и доставил нам все необходимое. Наступление началось в 5 часов утра, после чего последовали сорок восемь часов ожесточенных боев.
«За первые 24 часа мы смогли отбить половину города, убили примерно 50 террористов и уничтожили 18 автомашин, – говорит подполковник Аркан. – Я с уважением отзываюсь о мужчинах племени, которые воевали бок о бок с нами. Г-н Ахмад Алхалаф Аль-Дулаими, который в то время был губернатором провинции Анбар, воевал на переднем крае и получил ранение. Пытаясь остановить наше продвижение, боевики Даиш применяли массированные обстрелы и начиненные взрывчаткой автомобили с водителями-смертниками. Условия местности заставили выбрать тактику непрямого наведения.».

«Но это нас не остановило. К утру второго дня наши силы полностью окружили боевиков Даиш. Мы перекрыли их маршруты получения подкрепления и разрушили их артиллеристские позиции. Во многих местах мы прорвали их линию обороны, и бои продолжились с новой силой. По данным разведки, в городе окопались примерно 350 террористов, в то время как наше подразделение насчитывало всего 75 бойцов. Но наша огневая мощь и грамотная тактика давали нам преимущество. До захода солнца второго дня мы освободили город и полностью взяли его под свой контроль. Мои бойцы водрузили иракский флаг на правительственном здании, возобновили движение по мосту к дамбе Хадета и уничтожили пост боевиков Даиш внутри дамбы. Террористы потеряли 385 человек убитыми, 50 автомобилей было уничтожено, также были захвачены крупные арсеналы оружия».
Подполковник особо отметил быстроту проведения операции. Совершенно очевидно, что террористы были застигнуты врасплох.
«Большая заслуга принадлежит бойцам из местного племени, они отлично знали местность и маршруты, что помогло нам при наступлении, – сказал подполковник. – Следует также отметить заслугу командующего генерала [Талиба Шагати] Аль-Кенани, который был непрерывно на связи на протяжении этой важной операции. Для меня было честью лично сообщить генералу Аль-Кенани об одержанной победе».
Подполковник Аркан также положительно отозвался о гибкости плана боевой операции. Исторически сложилось так, что командующие генералы оставляли полевым командирам очень незначительную возможность самостоятельно принимать решения при проведении операции. Тем не менее, начальник контртеррористических сил Ирака распорядился, чтобы командование и управление было передано полевым командирам, которые осведомлены о конкретной боевой обстановке.
«Стиль руководства генерала Аль-Кенани является очень передовым, а для военной доктрины Ирака – нововведением. Он способствовал поднятию боевого духа полевых командиров и оказался чрезвычайно эффективным. После того как мы подготовили план операции, мы отправили его в штаб, чтобы генерал просмотрел его и сделал свои комментарии. Слаженная работа и предоставление полномочий полевым командирам привели к огромному успеху».
Защита гражданского населения в районе боевых действий является очень сложной частью операции; тем не менее, для бойцов Сил специального назначения, которые дали клятву защищать целостность и суверенитет Ирака, защита гражданского населения стала высшим проявлением чувства долга.
Подполковник Аркан вспоминает, как в результате интенсивных боев и жестокости террористов в полуразрушенных городах отсутствовали элементарные коммунальные услуги. В некоторых случаях гражданское население проживало всего в 100 метрах от места боевых действий. Оказавшись в таких тяжелых обстоятельствах, города были полностью отрезанными, вода и продовольствие в них не поступали. Хотя четкая линия фронта как таковая отсутствовала, мирные жители чувствовали себя в безопасности, когда они замечали присутствие Сил специального назначения. Бойцы делились с гражданским населением скудными запасами продовольствия и воды. Их обучали, как справляться с голодом и жаждой, но с детьми и стариками было сложнее. Бойцы знакомились с мирными жителями, а мирные жители узнавали имена бойцов. Военные медики помогали раненым и больным гражданским лицам.
«Однажды ночью во время ожесточенного боя в районе стадиона в г. Рамади к нам пришел местный житель и попросил о помощи, – вспоминает подполковник. – У его жены начались роды, но из-за боевых действий она не могла выйти из укрытия. Я послал с этим жителем группу наших медиков, и мы также поручили другому подразделению сопроводить до места акушерку. Женщина родила здорового младенца, и мы рады, что смогли в этом помочь».
Подполковник также рассказал много историй о случаях необычайного героизма, имевших место за 18 месяцев боев с Даиш в провинции Анбар. Истории о том, как раненые бойцы отказывались покидать поле боя. Бойцам также приходилось иметь дело с новым видом боевых действий, когда террористы превращали дома и дороги в мины-ловушки и обрушивали на иракские войска огромное количество пропаганды с целью устрашения. Тем не менее Силы специального назначения обращались с задержанными террористами настолько гуманно, насколько позволяли обстоятельства.
«Мы задержали двух террористов в Хадета: один из них был гражданин Саудовской Аравии, второй был гражданином Таджикистана, – говорит подполковник Аркан. – Процесс их задержания и обыска был записан на видео. Мы обращались с ними гуманно и с уважением – раненым оказали медицинскую помощь и отправили их по инстанциям. Мы проследили за тем, чтобы с задержанными обращались в соответствии с инструкциями и не были нарушены права человека, пока они находились у нас под стражей. Мы не террористическая организация: мы не пытаем и не казним задержанных и не выкладываем ужасающие видео-ролики в Интернет».

«К сожалению, Даиш и ее сторонники выставляют в социальных сетях фотографии и лживые истории о том, как иракские военные сжигают дома и убивают гражданских лиц, но на самом деле ничего подобного не было в нашей зоне ответственности. На самом деле это боевики Даиш, кто обезглавливает невинных людей, сжигает дома и похваляется этим в социальных сетях».
Говоря об уроках, извлеченных из боев против Даиш, подполковник Аркан замечает, что в большинстве армий проходит обучение конвенциональным боевым действиям с похожими оперативными планами и логистической поддержкой. Однако бои против Даиш не укладываются в рамки обычных боевых действий.
«Даиш не уважает ни правила ведения войны, ни международные договоры и общечеловеческие ценности, – замечает подполковник. – Более того, поскольку группы боевиков немногочисленны, они более гибки и меняют тактику и планы операций, что трудно достичь в конвенциональных военных структурах. Преимущество Сил специального назначения в том, что у них есть способность приспосабливаться к боевой обстановке и быстро менять планы, чтобы дать отпор противнику. Это то, что многие наши военные советники отметили, и то, что им понравилось. Контртеррористические подразделения вносят в свои действия изменения по мере того, как протекает бой. Когда обстоятельства требуют занять оборону, мы обороняем наши позиции. Позднее, когда огневая мощь противника ослабевает, мы быстро переходим в наступление. Такие тактики не прописаны в военной доктрине, но мы их приняли, основываясь на опыте боевых действий против Даиш».
Бойцы под командованием подполковника Аркана также приобрели ценные навыки ведения боевых действий в городских условиях, которыми они поделились с другими подразделениями Вооруженных Сил Ирака. «В отдельных случаях лишь кирпичная стена разделяет наших бойцов и боевиков Даиш, – говорит командир. – Мы слышали, как они разговаривали и как они переходили из комнаты в комнату. Мы могли провести зачистку одного дома, а они тут же покушались на соседний. Именно поэтому высокий боевой дух и постоянная готовность являются залогом успеха при ведении боевых действий в городских условиях. У Сил специального назначения преимущество в том, что они участвовали в ожесточенных боях против Даиш. И вместе с тем, каждый день мы чувствуем себя полными сил и готовыми к действиям, как будто бы это наш первый бой».