Close Menu
Unipath
    Facebook X (Twitter) Instagram
    Facebook X (Twitter) Instagram
    Unipath
    • English
      • Русский (Russian)
      • العربية (Arabic)
      • Kurdish
    Subscribe
    • Home
    • Features

      Cooperation in a Crisis

      August 15, 2025

      Lebanese Armed Forces Protects Southern Region of Country

      August 15, 2025

      Saudis Seek Regional Security

      August 15, 2025

      Molding Modern Warriors

      August 15, 2025

      Lions of the Iraqi National Intelligence Service

      August 15, 2025
    • Departments
      1. Senior Leader Profile
      2. Around the Region
      3. Key Leader’s Message
      4. View All

      Professionalism in the Service of Counter-Terrorism

      August 11, 2025

      A Special Soldier to Command Special Forces

      April 9, 2025

      A Forceful Voice Against Violent Extremists

      October 18, 2024

      Service to the State

      January 24, 2024

      Egypt Plays Pivotal Role in Stabilizing the Middle East

      August 11, 2025

      Pakistan’s Air Force Supports Iraqi Counterparts

      August 11, 2025

      Arabian Gulf States Uphold Kuwaiti Sovereignty Over Offshore Gas Field

      August 11, 2025

      Tajikistan Strengthens Security Partnership with Kuwait

      August 11, 2025

      Key Leader’s Message

      August 15, 2025

      Key Leader’s Message

      April 11, 2025

      Key Leader’s Message

      January 13, 2025

      Key Leader’s Message

      August 6, 2024

      Key Leader’s Message

      August 15, 2025

      Professionalism in the Service of Counter-Terrorism

      August 11, 2025

      Egypt Plays Pivotal Role in Stabilizing the Middle East

      August 11, 2025

      Pakistan’s Air Force Supports Iraqi Counterparts

      August 11, 2025
    • About Unipath
      • About Us
      • Subscribe
      • Contact
    • Contribute
    • Archive
    • English
      • Русский (Russian)
      • العربية (Arabic)
      • Kurdish
    Unipath
    Home»Психологический портрет Даиш

    Психологический портрет Даиш

    UnipathBy UnipathOctober 6, 2015No Comments8 Mins Read
    Share
    Facebook Twitter Telegram WhatsApp Copy Link

    Коалиция не должна оставлять без внимания психологию, разжигающую экстремизм

    Профессор Касим Хуссейн Салих, основатель и руководитель иракской психологической ассоциации

    Нам неважно, появилась ли Даиш как арабский, региональный или международный феномен, что в результате привело к падению г. Мосул. Стратеги смотрят на вопрос Даиш с военной и политической точки зрения, а также с точки зрения безопасности. Парламентские комитеты не могут разобраться в стереотипах поведения Даиш. Кроме того, нас сейчас не очень заботит мнение политиков, поскольку они сосредоточены на планах Даиш сбросить правительство и самим прийти к власти. Их взгляды представляют собой пассивное мнение относительно причин, которые привели Даиш к проявлению насильственного экстремизма. Нас же как раз беспокоит тот аспект, который был упущен в конфронтации с Даиш, а именно реализация принципа «знай своего врага», в данном случае это означает определение характеристик Даиш с академической точки зрения.

    Мы руководили написанием диссертации в Университете Сулаймани в Ираке, которая считается первым международным научным трудом об арабском мире. Объекты исследования этой работы – 300 задержанных в иракских тюрьмах, обвиненные в терроризме – прошли серию тестов и заполнили вопросники. Помимо заключенных из самого Ирака, там были заключенные из 10 арабских стран и трех неарабских (Франции, Ирана и России). Одной из задач исследования было определить, является ли террорист личностью стабильной или нестабильной с точки зрения психиатрии, учитывая тот факт, что многие террористы – это высокообразованные люди, включая Абу Бакр аль-Багдади, который защитил докторскую диссертацию в одном из иракских университетов.

    СЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ

    С научной точки зрения личность террориста является сложной: в ней сочетается пять личностей, которые классифицируются как неуровновешанные или аномальные. Это параноидная, нарциссическая, страдающая навязчивым неврозом, шизофреническая и антиобщественная личность.

    Проблема с параноидной личностью в том, что человек чувствует, что его настолько активно преследуют и его права настолько сильно ущемляются, что он готов бороться против сложившейся ситуации. Он затаил обиду, его ведущей силой является чувство враждебности, и поэтому он отвергает саму идею толерантности. Психологи считают, что эти чувства появляются в виде бредовых убеждений, со временем накапливаются и, в конце концов, уже представляются этому человеку как реальные. Террористам часто вдалбливались в голову эти убеждения религиозными лидерами, и они принимали эти убеждения, поскольку они сами были жертвами угнетения, насилия в семье и социальной деградации.

    Более того, террорист убежден, что прав именно он, а все остальные неправы. Это убеждение порождается сочетанием высокомерия, чувства превосходства, большого самомнения, эгоизма и эгоцентрических целей. Нарциссизм в сочетании с паранойей усиливают его бредовые убеждения и усугубляют две поведенческие характеристики шизофреников – недостаток гибкости и стремления к осмыслению своих действий, а также мысли о самоубийстве. Добавим к этому еще и антиобщественную характеристику: отсутствие чувства вины, когда они причиняет зло другим людям.

    Личность, обработанная идеологией Даиш, это человек с характеристиками террориста. Такая личность сосредотачивает все эти характеристики на достижении новой цели – стратегии ликвидации шиитов, особенно в Ираке, и суннитов, имеющих отношение к иракскому правительству, а также борьбы с «неверными» из стран Запада. Институт поиска международных террористических организаций, который следит за вебсайтами исламской направленности, сообщил, что отделение Даиш в королевстве Саудовской Аравии объявило о намерении искоренить всех шиитов на территории Аравийского полуострова, как сообщило агентство Reuters. Это отделение Даиш призывало молодежь Саудовской Аравии вступить в их ряды. Эта организация взяла на себя ответственность за взрыв террористами-смертниками двух шиитских мечетей в восточной части Саудовской Аравии 22 и 29 мая 2015 г. Она призвала своих сторонников по всему миру убивать «врагов ислама», особенно шиитов. Аль-Багдади назвал правящую семью в Саудовской Аравии «сторожевыми псами» интересов Запада и Израиля. Он также сказал, что враги ислама, включая шиитов, являются «союзниками сатаны».

    НЕДОСТАТКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

    Психологи и социологи не соглашаются с политиками относительно диагноза, который они ставят террористам. Политики оценивают террориста-смертника, основываясь на его угрозе применить насилие для захвата власти. Мы, психологи, ставим ему диагноз, исходя из его убеждений, которые двигают его к достижению своей цели. Мы видим, что его поведение – будет ли это поклонение Б-гу, убийства, акты радикализма или его нетерпимость – берет начало в какой-то идее или убеждении, и что различия в действиях людей происходят от различий в их идеях и убеждениях.

    Все те, кто совершает самоубийство, делают это из-за преданности какому-то убеждению. В этом смысле нет никакой разницы между японскими пилотами, которые совершали самоубийства, направляя свои самолеты на американские боевые корабли, и террористами-смертниками, которые подрывают себя в людном месте. В обоих случаях намерение состоит в самоубийстве. Разница лишь в тех убеждениях, которые мотивируют этих людей к совершению самоубийства. Японские пилоты делали это во имя своей родины; террористы делают это, чтобы нанести большой ущерб другим. Таким образом, нам надо ответить на следующий вопрос:

    Что привело к формированию убеждений, которые оправдывают самоуничтожение и жестокие убийства?

    Террорист-смертник – это изобретение арабов; он является порождением механизма правления арабов в таком виде, как это практикуется в последнее время. Он появляется не потому, что его притесняют правители, а потому что он чувствует социальную несправедливость, которая выражается в чрезмерном богатстве и потрясающей роскоши, доступной лишь немногим, в то время как большинство людей являются малоимущими. Это привело к отчуждению между людьми арабской национальности и теми, кто находится у власти. Многие, возможно, не понимают, что эта отчужденность, кроме того, что она представляет собой конфликтную ситуацию между отдельным человеком и властью, вызывает у человека чувство бесполезности и ненужности.

    Поскольку арабский правитель руководствуется психологией Халифата и считает себя продолжателем плеяды правителей, живших 1.4 тыс. лет назад, он накапливает свои богатства, чтобы обеспечить продолжение этого правления. Будучи отчужденным человеком, он начинает искать какой-то другой элемент власти, посредством которого он обретет смысл в жизни. Человек из этой категории находит смысл жизни в Аль-Кайде, затем в Даиш. Те, кого он считал образцом для подражания, убедили его в существовании двух целей: он может завоевать земное признание и создать исламское государство, в котором он станет принцем, или умереть и наслаждаться вечным раем, изобилующим деликатесами, темноглазыми девственницами и слугами, в любой момент готовыми исполнить волю господина. Для такого человека самоубийство – это прекрасное действо, поскольку он безоговорочно верит в благородство своей миссии.

    Ни Соединенные Штаты, ни НАТО не смогли искоренить терроризм, потому что арабские власти в большом количестве продолжают производить на свет террористов-смертников, которые земную жизнь считают достаточно скучной по сравнению с обещанной вечной жизнью. Они верят,что уничтожение правителя, который живет жизнью императора, в то время как другие чувствуют себя отчужденными и униженными на своей земле, заслуживает наказания и является основанием для джихада.

    Люди собираются возле места, где был взорван автомобиль, начиненный взрывчаткой, в Багдаде в мае 2015 г. REUTERS
    Люди собираются возле места, где был взорван автомобиль, начиненный взрывчаткой, в Багдаде в мае 2015 г. REUTERS

    СОКРАЩЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА

    В свете этого поставленного особого диагноза, мы должны понять, что достижение социальной справедливости и искоренения коррупции приведет к быстрому сокращению терроризма в Ираке; в противном случае, эта проблема будет сохраняться многие годы. Даиш, используя свое основное оружие – психологическую войну – и технические знания, сумела привлечь добровольцев из 100 стран. Доля иностранных добровольцев составляет 66% по сравнению с всего лишь 44% самих иракцев. Сорок добровольцев-смертников попадают в Ирак ежемесячно, в соответствии с заявлением, сделанным премьер-министром Ирака Хайдером Аль-Абади 15 июня 2015 г., Даиш также сумела убедить тысячи детей в правильности своих принципов и призвала их в военные лагеря. Террористы, кроме того, владеют нефтяными богатствами, получают пожертвования из арабских стран и других стран мира и занимают обширную территорию Ирака и Сирии.

    Оружие не пугает тех, кто легко и с радостью может уничтожить себя и других. Даиш невозможно уничтожить при помощи оружия. Конференции по вопросам Даиш начинаются помпезно, а заканчиваются рекомендациями, которые потом оказываются на полке. Другие призывают к политическому консенсусу и национальному примирению, но все такие встречи начинаются с написанного на лицах единогласия, а завершаются распрями. Все это не принесет никаких результатов, пока не будет задействовано в этой конфронтации не примененное пока еще оружие: пригласите психологов, обществоведов и ученых и создайте научную стратегию, которая обеспечит общественную и психологическую поддержку, при помощи которой мы победим Даиш в более короткий срок и с меньшими жертвами.

    РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

    Еще один элемент отсутствует в борьбе с Даиш: это практика Даиш обвинять своих оппонентов в вероотступничестве. Даиш считает, что интерпретация Корана и Сунны, которую дают ученые, является вероотступничеством и отдаляет людей от понимания истины, передаваемой Кораном. Такое представление проповедуется Джамалем аль-Хамдани (Абу Ну Кабр аль-Абд) и его группой и имеет широкое распространение на Аравийском полуострове и в деревнях в пограничных районах Ирака и Сирии. Тех, кто не соглашается с их убеждениями, эта группа называет «неверными». В то же время, существует гораздо более радикальная группа под руководством Абу Аль-Афраи, заместителя аль-Багдади, которая не делает исключений ни для кого, даже для своих же коллег.

    Бывший судья Даиш Абу Джафар аль-Хаттаб из Туниса находился среди тех, кто был обвинен Даиш в вероотступничестве и казнен. До этого Даиш убрала из своих рядов еще одного судью, Абу Умар ал-Кувейти, который сам обвинил аль-Багдади в вероотступничестве. Эти обвинения привели к тому, что в период с июня 2014 г. по апрель 2015 г. были казнены 18 из 43 лидеров Даиш. С психологической точки зрения это означает, что догматизм контролирует мышление руководства Даиш, и что среди членов организации наблюдается поляризация взглядов. Человек с догматичным мышлением рассматривает противоречивые вопросы только с позиции белого или черного, мысленно блокируя противоречивые моменты, которые заставляют задуматься. Он не откажется от своих убеждений, даже если они будут казаться ему неверными. Это означает, что Даиш угрожает серьезная опасность изнутри, и поэтому в борьбе с Даиш следует использовать тот факт, что первоначальная их идеология не была до конца продумана.  F

    Share. Facebook Twitter Pinterest LinkedIn Tumblr Email
    Previous Articleتقویت مشارکت در عملیات های خاص
    Next Article رهبری با افتخار

    Comments are closed.

    V13N2

    Subscribe Today

    Subscribe to our mailing list to get the latest edition of Unipath.

    Unipath
    Facebook X (Twitter) Instagram
    © 2025 Unipath. All Rights Reserved.

    Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.