Обеспокоенные возрастающей агрессивностью российской внешней политики в отношении бывших советских республик и необходимостью одержать победу над Талибаном в соседнем Афганистане, Туркменистан ищет альтернативные пути укрепления своей безопасности. В марте 2015 г. генерал Ллойд Остин, руководитель Центрального Командования США, сказал, что Туркменистан зондирует почву относительно более углубленного сотрудничества с западными партнерами в сфере безопасности.
Этот шаг Туркменистана по времени совпал с попытками укрепить также и свою энергетическую безопасность. Европейский Союз (ЕС), который стремится диверсифицировать поставки энергоносителей перед лицом геополитической энергетической нестабильности, рассматривает вариант строительства Южного газового коридора, по которому туркменский газ будет поставляться прямо на европейские рынки, минуя Россию.
Располагая примерно 10% известных мировых запасов природного газа, Туркменистан в последние десять лет упорно старается избавиться от зависимости от российских трубопроводов и снизить вероятность того, что против него применят вопрос поставок газа в качестве геополитического оружия. Российский Газпром недавно заявил, что он в одностороннем порядке сократит закупки газа у Туркменистана, чем побудил у Туркменистана еще большее стремлении укрепить связи с западными партнерами.
Стремление Туркменистана развивать военное сотрудничество с США и энергетическое сотрудничество с ЕС, рассматривается как путь к более независимой внешней политике, свободной от перипетий советских времен.
Источник: Центр Восточных исследований (Польша)