Хайдер Шагати, иракское Управление по борьбе с терроризмом, начальник отдела по связям с общественностью
Хотя террористов и повстанцев часто путают друг с другом, на самом деле это две разнородные группы. У каждой из них свои специфичные планы и цели. Повстанческие группы обычно готовы к примирению и к переговорам, в то время как террористические группировки совершают массовые убийства людей с целью подорвать существующее правительство. Повстанческие группы, как правило, избегают нападения на мирное население и стараются заручиться поддержкой населения. Террористы используют методы устрашения и убийства с целью запугать население и используют мирных жителей в качестве «живых щитов». В отличие от повстанцев, террористы почти никогда не проявляют жалости, когда их жертвами становятся невинные люди, и искажают религиозные постулаты, чтобы оправдать свои преступления. Поэтому правительство должно идентифицировать каждую группу в отдельности и соответствующим образом строить свою политику в отношении каждой из этих групп.
Стратегия повстанцев заключается в том, чтобы использовать силу против правительства как ответную реакцию на подавление недовольства в надежде заработать политические дивиденды. Но, реализуя эту стратегию, они с большим вниманием относятся к трудностям и пожеланиям местных жителей. Они используют озлобленность населения с целью получить у него поддержку и оправдать легитимность своих действий. А Аль-Кайда в Ираке, а теперь и Даиш, совершают массовые убийства местных жителей, которые уже и так чувствовали себя брошенными на произвол судьбы правительством. Стоит отметить, что большинство мусульман-суннитов не приемлют идеологию Даиш и считают ее искажением настоящего ислама. В то время как Даиш и Аль-Кайда в Ираке объявляют себя защитниками суннитов, они продолжают убивать все больше и больше суннитов и вообще ни во что не ставят человеческую жизнь.
К сожалению, недостаток доверия между бывшим правительством Ирака и суннитской частью населения привел к совершению чудовищных ошибок. Когда начало формироваться повстанческое движение, правительство, вместо того чтобы попытаться понять требования этих людей, представило их как террористов, что привело к союзу между повстанцами и настоящими террористами. Однако операция «прорыв», осуществленная силами США в 2007 г., и прозрение жителей провинции Анбар стали вехами в процессе разделения повстанцев и террористов. Прозрение населения в суннитских регионах служит неоспоримым доказательством того, что повстанцы представляют ту часть населения Ирака, которая чувствует себя брошенной правительством, в то время как террористические группы создаются с целью убийства иракцев и дестабилизации государства.
Ситуация в Ираке очень сложная, и любой политический просчет может пустить под откос наметившийся прогресс. Например, преследование политических лидеров суннитов со стороны бывшего правительства породило недоверие и страх среди мусульман-суннитов, включая бывших повстанцев, которые сложили оружие во время примирения в провинции Анбар. К сожалению, эта ошибка создала ситуацию, благоприятную для террористов. Вторжение Даиш привело к замешательству и разногласиям среди суннитов. Многие из лидеров процесса примирения осознали опасность, исходящую от Даиш, прекратили свои демонстрации и с оружием в руках встали на сторону правительства. Другие же потеряли веру в правительство и приняли решение не сражаться против Даиш.
Новое иракское правительство национального согласия, пришедшее к власти в сентябре 2014 г., недвусмысленно дает понять мусульманам-суннитам, что оно будет прислушиваться к их пожеланиям и позаботится о них. Чрезвычайно важно, чтобы иракское правительство помогло своим гражданам в суннитских регионах, создало атмосферу доверия и провело в жизнь реформы с тем, чтобы привлечь на свою сторону тех, у кого еще остались сомнения. Я считаю, что новое правительство идет по верному пути, что оно сделает неприемлемой любую форму дискриминации и добьется национального единства.
Более того, правительство Ирака должно найти подход к добровольцам, готовым с оружием в руках защищать свою страну, тщательно проверить их и объединить их с боевыми отрядами суннитских племен с тем, чтобы создать организованные и дисциплинированные полувоенные формирования, которые будут поддерживать иракскую армию и укреплять национальное единство.