Tаджикские власти используют кампанию в СМИ и угрозу наказания для того, чтобы удержать своих граждан от присоединения к террористам Даиш в Сирии.
В 2014 г. в Таджикистане было введено законодательное положение о том, что участие в боевых действиях за рубежом является уголовным преступлением. Правительство сообщает, что примерно 300 граждан Таджикистана присоединились к Даиш. Правительственные чиновники подчеркивают, что тем, кто добровольно вернется в Таджикистан, будет объявлена амнистия, при условии, что они не совершили никаких преступлений.
«Мы издали указания о том, что просто факт поездки в эти страны не должен быть основанием для заведения уголовного дела. Уголовное дело может быть заведено только если у нас будет достаточно информации и доказательств того, что человек был членом вооруженной группировки в иностранном государстве», – говорит Шариф Курбонзода, генеральный прокурор северной провинции Зугд.
Власти подчеркивают, что человек будет подлежать наказанию, если будут доказательства совершенного им преступления. Например, в ноябре 2014 г. были арестованы почти 30 человек в Истаравшанском и Канибадамском районах по подозрению в причастности к деятельности группы, вербовавшей иностранных боевиков для Даиш.
Кампания в СМИ является частью правительственной стратегии борьбы с вербовкой иностранных боевиков. Родственники боевиков-экстремистов и молодежные группы записывают видеоролики, в которых обращаются к людям и предупреждают об опасности.
Местные СМИ утверждают, что вербовщики используют самые разные тактически приемы для привлечения новых боевиков. «Я думаю, что сначала им предлагают много денег, потом у них забирают их паспорта и сжигают, – поясняет Рустам Давлатшоев, юрист в провинции Халтон. – И у них не остается другого выбора, кроме как под угрозой казни подчиняться приказам этих радикальных групп».
Обиджон Ахмедов, чиновник из района Исфара, говорит, что вербовщики используют слабое знакомство людей с действительной ситуацией в Сирии для того, чтобы склонить их к участию в конфликте. «Эти группы используют тот факт, что люди плохо информированы. Отправка людей в Сирию превратилась у них в своеобразный бизнес», – говорит он.