Кувейт проводит военные учения «Решительный орел» – самые крупные за последние 16 лет
Фотографии ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КУВЕЙТА
Вертолеты низко опустились, поднимая клубы пыли, приземлились в пустыне и высадили многонациональный отряд сил реагирования. На коммандос униформа разных цветов: военные из Кувейта и Иордании в бежевом камуфляже, из Катара – в черной униформе, из Бангладеш – в темно-зеленой, на американцах форма цвета окружающего песка.
Террористы, которые удерживали заложников на кувейтском заводе по опреснению морской воды, были захвачены врасплох. Непосредственно перед началом нападения они чувствовали себя в безопасности настолько, что даже баловались с футбольным мячом во дворе завода. А уже через несколько минут их вытащили из зданий, надели на них наручники и быстро запихнули в бронетранспортеры.
Но при ближайшем рассмотрении этого сценария – он был частью военных учений «Решительный орел – 2015», проводившихся на территории Кувейта в марте 2015 г. – стало видно, что это не было просто показательное выступление сил специального назначения. Вдалеке видны одетые в голубую форму кувейтские полицейские, которые оцепили территорию завода; им помогают национальные гвардейцы, которые прибыли на грузовиках с установленными на них пулеметами.

Когда спецназ обнаружил, что те, кто взяли заложников, также смешивали ядовитые химикаты в подпольной лаборатории, команды медиков из Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии и отряды специалистов по обеззараживанию из Иордании, Кувейта и Катара прибыли на место в машинах скорой помощи и в мобильных лабораториях.
Начальник учений, кувейтский бригадный генерал Мухаммед Аль-Кандари, наблюдавший за мастерством военных в пустыне за много миль от столицы, считает, что достигнута основная цель учений «Решительный орел»: сделать упор не только на сотрудничество военных из разных стран, но также и на сотрудничество между военными и гражданскими учреждениями. Генерал Аль-Кандари говорит, что в прошлом представители военных и гражданских учреждений никогда не обсуждали профессиональные темы, и этот недостаток был исправлен на учениях «Решительный орел».
«Учения проведены на национальном уровне с привлечением всех учреждений и правительственных подразделений, имеющих отношение к военной сфере и сфере безопасности, для того, чтобы подготовить их к реальным ситуациям, когда будет необходимо защищать страну», – сказал генерал Аль-Кандари.
Учения «Решительный орел» собрали вместе тысячи военнослужащих из 29 стран-партнеров для того чтобы проработать ситуации с асимметричными и неконвенциональными боевыми действиями. Как всегда, большинство военнослужащих на учения направили страны-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ): Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Учения начались со сценария на командном пункте, согласно которому необходимо было создать многонациональные слаженные силы командования в штабных условиях. В почти 100 сценариях, которые были представлены на учениях, большая роль отводилась подразделениям противовоздушной обороны и пограничникам. В учениях также принимали участие страны, не являющиеся членами ССАГПЗ – Египет, Иордания и Пакистан. Следующим этапом учений были задания в полевых условиях, чтобы проверить отвагу войск на суше, в воздухе и на море. После того как большинство участников учений разъехалось, высшие командиры провели семинар, которым и завершили учения «Решительный орел».
Кроме сценария захвата заложников, военные должны были также отреагировать на обездвиженный из-за неисправности нефтяной танкер в Аравийском Заливе, на упавший на военно-воздушной базе Абдулла Аль-Мубарак самолет, на борту которого находились опасные для здоровья материалы, и на ракетный обстрел с применением химического оружия. Кульминационным моментом была высадка десанта на острове Файлака в 20 км от столицы страны г. Кувейт, в результате которой многонациональные силы отбили береговой плацдарм у вооруженных террористов.

«Эти учения считаются одними из крупнейших на Ближнем Востоке и являются частью обучения и программ Саудовской Аравии, нацеленных на приобретение и совершенствование саудовскими военными боевых навыков, на повышение их боеготовности и на заимствование опыта других участников учений», – говорит саудовский полковник Салех бин Абдулла Аль-Харби. – «Учения укрепят региональное сотрудничество в области совместных операций и приблизят нас к желанной цели -победе над существующими вызовами и кризисами».
Многие сценарии требовали специальных навыков парамедиков, врачей, полицейских, национальных гвардейцев, пожарных и учреждений по управлению кризисными ситуациями – именно так и было задумано кувейтскими разработчиками учений «Решительный орел».
Например, при сценарии условного ракетного нападения с применением химического оружия, которое привело к появлению десятков заболевших и умирающих, военные и гражданские спасатели прибыли на место, быстро установили заграждения и рассортировали жертв нападения по степени угрозы жизни. Как грибы после дождя появились палатки, в которых проводились процедуры обеззараживания. Доктора устанавливали капельницы стонущим на носилках раненным. Медики Катара подъехали на двух полностью оборудованных автобусах-операционных, которые они доставили в Кувейт на кораблях, чем вызвали восхищение у партнеров по учениям и показали остальным, на каком высоком уровне должны отрабатываться сценарии оказания медицинской помощи.
«Если мы рассмотрим историю учений «Решительный орел», то мы увидим, что учения начинались с гораздо меньшего количества участников, но с тех пор мы наблюдаем огромный рост масштаба учений и количества их участников из стран региона и за его пределами», – отмечает катарский штабной генерал и руководитель Национального центра обороны и управления кризисными ситуациями Джассем Ахмед Аль-Моханади – «Налицо заинтересованность участвующих стран в совершенствовании навыков во время учений «Решительный орел», о чем свидетельствует прибытие на учения более 5 тыс. военнослужащих из 29 стран».
«Решительный орел» берет свое начало в 1999 г., когда на семинар по противоракетной воздушной обороне собрались представители стран ССАГПЗ и Центрального Командования США, но со временем эти учения превратились в основные военные учения для региона ССАГПЗ и Аравийского полуострова. И хотя эти учения проводились по очереди в странах ССАГПЗ, в Кувейте они не проводились вплоть до нынешнего года. Кувейт пообещал сделать учения в марте 2015 г. самыми крупными за всю историю.
Генерал Аль-Кандари видит миссию Кувейта не только в том, чтобы продемонстрировать возможности национального контингента. Как он неоднократно повторял во время учений, каждый тактический сценарий он рассматривал как возможность обнаружить уязвимые места, которые командиры потом устранят. «Мы хотим учиться», – сказал генерал во время отработки сценария авиакатастрофы на военно-воздушной базе Абдулла Аль-Мубарак.

Генерал-майор ВВС США и начальник Управления военных учений и обучения в Центральном Командовании США Рик Мэттсон заметил, что великими становятся только те армии, которые рассматривают себя критически. «У каждой страны есть возможность высказать свое мнение и скорректировать эти учения с тем, чтобы сосредоточиться именно на тех моментах, которые их беспокоят больше всего – и это самое главное на этих учениях», – подчеркнул генерал Мэттсон. Он также выразил восхищение межведомственной координацией, которую продемонстрировал Кувейт на учениях «Решительный орел». «Мы сделали это в первый раз. Как команда мы гораздо сильнее» – сказал генерал.
Наиболее наглядным примером силы команды был сценарий последнего дня учений на острове Файлака. Несмотря на различия в механизме командования, доктринах, языках, и ,иногда, в оборудовании, войска шести стран сформировали единые боеспособные десантные силы. Место действия – пустынный берег с небольшим количеством пустующих летних коттеджей, некоторые из которых превращены в командные пункты террористов. Истребители F/A-18 ВВС Кувейта, летя на малой высоте, уничтожили эти бункеры противника, за чем последовала атака с бреющего полета истребителей F-16 Объединенных Арабских Эмиратов. Высадка на берег кувейтских морских пехотинцев и спецназа, и морских пехотинцев Катара и Турции произошла одновременно в нескольких местах. По мере того как пехота продвигалась под прикрытием бронетехники, гранаты с зеленым дымом подали сигнал штабу о том, что побережье захвачено и создан плацдарм для дополнительных операций.
По мере продвижения вглубь острова к своим целям, войска запросили помощь у кувейтских вертолетов AS332 Super Puma, с которых коммандос по тросам спустились на позиции противника. Военные действия не были ограничены одной только сушей. В Аравийском Заливе патрульные корабли ВМФ и Береговой Охраны Кувейта курсировали вдоль берега в сопровождении катера Саудовской Аравии Al-Siddiq с управляемыми ракетами на борту. Судно ВМФ США Fort McHenry высадило отряды морских пехотинцев на берег, чтобы поддержать партнеров по коалиции. Совместными усилиями войска захватывают командный пункт террористов и устанавливают флаг Кувейта на крыше.
Возможно, это выглядело легкой задачей, но эта легкость была результатом как минимум трех дней работы в аудитории и трех дней практических занятий подразделений, участвовавших в нападении, не говоря уже о логистических сложностях доставки на берег тонн военного оборудования всех родов войск, участвовавших в операции.
После окончания учений, когда последние клубы дыма рассеялись над побережьем, заместитель Премьер-министра и министр обороны Шейх Халед Аль-Джара Аль-Саба отметил способность многонациональных сил действовать скоординировано. «Мы все видели выполнение последнего задания и отметили взаимодействие войск, особенно на последнем этапе, который продолжался 40 минут. Однако его планирование заняло много времени и сил, – отметил министр Кувейта. – Я горжусь профессиональным уровнем, который мы достигли в планировании и в совместной работе с нашими братьями в странах Персидского Залива и нашими друзьями».