Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива стремится создать совместные вооруженные силы для защиты региона
Сотрудники журнала «Unipath»
Фотографии Рейтер
В туманный ноябрьский день в столице Бахрейна Манаме силы специальных операций Бахрейна, Омана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) спустились по тросам с вертолетов, вскарабкались, подобно паукам, на здания и освободили заложников. Дистанционно управляемые саудовскими военными роботы обезвредили бомбы террористов, а быстроходные катера с многонациональными группами коммандос окружили контрабандистов в море.
Такая демонстрация боевой выучки знакома тем, кто присутствует на военных учениях в странах Ближнего Востока. Однако, события этого дня в Манаме – одного из дней учений «Безопасность Персидского залива-1» – представляют собой шаг вперед в создании совместных вооруженных сил Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Учения «Безопасность Персидского залива-1» являются поворотным пунктом в сотрудничестве членов ССАГПЗ – Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ, и символизируют дальнейшую военную интеграцию этих стран. Неспокойная ситуация в Ираке, Ливии, Сирии и Йемене, для разрешения конфликтов в которых страны ССАГПЗ либо направили свои войска, либо играют лидирующую роль, повысила необходимость военного сотрудничества в регионе.
В своей вступительной речи перед началом учений, проходивших с 25 октября по 17 ноября 2016 г., министр внутренних дел Бахрейна и командующий этими учениями генерал-лейтенант шейх Рашид бин Аблулла Аль Калифа выразил мнение многих стран.
«Обеспечение безопасности во все времена было нашей обязанностью, – заявил он. – Однако, нынешние региональные вызовы и угрозы заставляют нас пересмотреть нашу позицию и изучить потенциал сотрудничества наших стран. На основании этого мы разработали подробный план сотрудничества и координации, основанный на общих целях, поддерживаемых нашими братскими странами».
Сотрудничество стран ССАГПЗ в сфере безопасности имеет давнюю историю. Подразделения «Щит полуострова» со штаб-квартирой в Саудовской Аравии существуют с 80-х гг. и выполняют задачи по устранению беспорядков. Периодически лидеры стран Персидского залива выступали с планами увеличить и интегрировать свои силы, включая план Саудовской Аравии, с которым она выступила на встрече ССАГПЗ в верхах в 2013 г. и который предусматривал создание армии Персидского залива численностью 100 тыс. человек.

Но только в апреле 2015 г. на 16-й консультативной встрече министров внутренних дел стран ССАГПЗ в столице Катара Дохе официальные представители подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало объединение сил стран-участников для проведения совместных антитеррористических операций.
С тех пор силы стран ССАГПЗ принимали участие в выполнении заданий коалиции по уничтожению Даиш в Сирии, противостояли племени хути в Йемене, совершали рейды в Ливии против аль-Каиды и усилили морское патрулирование в водах Персидского залива. Кроме того, все чаще страны ССАГПЗ проводят совместные военные учения, отрабатывая взаимодействие и повышая слаженность с тем, чтобы быть готовыми к возможным кризисным ситуациям.
Учения «Безопасность Персидского залива-1» не является единственным примером. В октябре 2016 г. Королевский ВМФ Бахрейна и Восточный флот Саудовской Аравии совместно провели учения «Мост-17». В январе 2017 г. подразделения Национальной гвардии Бахрейна и Кувейта провели антитеррористи- ческие учения в г. Таавун. Когда в апреле 2017 г. Кувейт организовал многонациональные учения «Решительный орел», были приглашены принять участие страны ССАГПЗ и другие государства мира.
Международные обозреватели часто скептически относятся к провозглашению странами Персидского залива военных альянсов, но на этот раз они отметили более высокий уровень взаимных обязательств в нынешнем возросшем военном сотрудничестве. «Если арабским государствам удастся преодолеть недоверие и объединить свои военные усилия, то есть большая вероятность того, что мы будем наблюдать серьезные перемены в регионе, – отмечается в докладе Института ЕС по исследованию безопасности, озаглавленном «Арабская армия – наконец-то?». – Вместо того, чтобы полагаться на внешние силы, арабские страны будут в состоянии решать проблемы безопасности самостоятельно. Совместные операции станут мерами по укреплению доверия между странами».
Событием, которое сплотило военных из стран ССАГПЗ, стало проведение совместной операции в Йемене в 2015 г., в которой принимали участие военнослужащие всех госудаств-членов этой организации, за исключением Омана. Заметный успех был достигнут в апреле 2016 г., когда наземные войска Йемена и ОАЭ общей численностью 2 тыс. человек отбили у аль-Каиды портовый город Мукалла. Возрастающая роль сил ОАЭ проявилась также и в объявлении о том, что эта страна откроет базы ВМФ и ВВС в Эритрее, африканской стране, находящейся на противоположной от Йемена стороне Баб-эль-Мандебского пролива. У Саудовской Аравии есть аналогичное соглашение о военной базе с другой африканской страной – Джибути.
Что касается борьбы коалиции против Даиш в Сирии, то количество боевых вылетов авиации ОАЭ уступало только количеству вылетов самолетов США, что стало возможным благодаря огромным инвестициям ОАЭ в развитие своих ВВС. ОАЭ пошли даже дальше, позволив своим пилотам участвовать в боевых вылетах совместно с иорданскими и египетскими летчиками, что демонстрирует усилия стран ССАГПЗ по укреплению военного сотрудничества за пределами своих границ.
Но если чисто военные операции недостаточно убедительны, обратимся к тому, что представители ССАГПЗ также обсуждают возможность создания «Электронной армии Персидского залива» для обеспечения кибербезопасности в регионе, который, также как и весь остальной мир, подвергается нападениям в режиме онлайн со стороны преступников и террористов.
«Мы должны создать «Электронную армию Персидского залива», которая будет бороться с террористами и идеологическими экстремистами, вербующими своих сторонников через интернет», – сказал эксперт по кибербезопасности из Саудовской Аравии д-р Абдулразак Аль-Морджан в интервью изданию «Al Arabiya» в январе 2017 г.
При этом он добавил: «За обеспечение безопасности несут ответственность все. Я предлагаю создать механизм, при котором общества, особенно в регионе Персидского залива, могли бы активно участвовать в борьбе с террористическими группировками в режиме онлайн».
Однако, факты единства наиболее заметны на поле боя и учебных полигонах. Во время проведения учений «Безопасность Персидского залива-1» заместитель премьер-министра и министр внутренних дел ОАЭ шейх Саиф бин Заед еще раз подтвердил обязательство своей страны разделять ответственность за безопасность региона.
«Мы будем защищать нашу общую безопасность в регионе Персидского залива не на словах, а на деле. Мы создадим барьер, который сможет отразить любую угрозу безопасности любой страны Персидского залива, – пообещал шейх Саиф в ноябре 2016 г. – Персидский залив объединяет решения лидеров наших стран и волю наших народов, которые имеют крепкие семейные и прочные общественные связи. Наша безопасность, также как и наши судьбы, неделимы».